Затянувшийся дефицит на рынке коксующегося угля приводит к нехватке кокса и заставляет отечественных металлургов искать последний за рубежом. Новые собственники «Криворожстали» решили закупить пробную партию кокса в стране, которая является крупнейшим оком на мировом рынке, — Китае.
По информации участников рынка, компания Mittal Steel зафрахтовала судно класса Panamax с целью привезти в Украину около 45 тыс. т кокса. «Мы все с интересом ждем, как они будут его разгружать, и как с этим справится транспортная инфраструктура Украины»,— сообщил «ЭИ» источник в одной из компаний, которая работает на рынке кокса. Эти сведения подтвердил правления ОАО «Миттал Стил Кривой Рог» Франк Паннир: «Кокс уже находится на пути в Украину». Причину такого шага он объяснил тем, что объемы производства на меткомбинате растут, соответственно увеличиваются и потребности в коксе. По его словам, «коксовые батареи №3 и 4, которые позволят комбинату не зависеть от импорта кокса, еще не достроены». В качестве второй причины Франк Паннир назвал невыполнение договоренностей украинскими шахтами по поставке коксующегося угля. «45 тыс. т кокса — это не так уж и много для потребностей «Криворожстали», возможно, это пробная партия. Если соотношение цена/качество их устроит, не вижу экономических преград, не позволяющих делать этого»,— считает аналитик компании «Конкорд-Капитал» Евгений Червяченко. В этом случае он уверен, что китайский кокс может стать угрозой для украинских коксохимзаводов. Тот факт, что «Миттал Стил Кривой Рог» импортирует из Китая не уголь, а кокс, аналитик относит на то, что это уже продукт переработки, а свободного высококачественного угля на рынке не так уж и много. С другой стороны, эта партия — добрая ина того, что предприятие закупает на стороне. При общей потребности примерно 300 тыс. т кокса в месяц бывшая «Криворожсталь» около 225 тыс. т производит самостоятельно. Остальную потребность покрывает за счет импорта из Польши, России и покупки на коксохимзаводах группы «Приват». По оценкам экспертов, китайский кокс стоит сейчас по $165 за 1 т, что с учетом фрахта, стоимости перевалки в порту и доставки выльется в $225. Объемы импорта из России, с по мощью которого украинские предприятия традиционно покрывали дефицит в коксующемся угле и коксе, из-за нехватки вагонов значительно сократились. Согласно распоряжению российского железнодорожного ведомства отгрузка этого сырья в Украину и на украинские порты осуществляется только в собственных вагонах заказчиков, а не вагонах РЖД. В такой ситуации в ноябре украинский коксующийся уголь подорожает примерно на 8%, в результате чего аналитики ожидают аналогичного подъема цен на кокс с нынешних $180-185 до примерно $195 т. Как говорит гендиректор объединения «Укркокс» Анатолий Старовойт, «Мы бы произвели необходимое количество кокса, но у нас угля нет. Конечно, с нашей точки зрения желательно было бы импортировать уголь, который мы бы переработали, но для них экономически выгоднее везти кокс». По данным «Укркокса», остатки угля на заводах составляют 300-350 тыс. т, при нормативе 700-750 тыс. т. Для восполнения дефицита необходимо дополнительно к уже импортируемым 600 тыс. т ввозить до 250 тыс. т в месяц из-за рубежа, что проблематично. Производственные мощности отечественных заводов позволяют производить 2 млн. т кокса в месяц. При этом с июля по октябрь реальные объемы выпуска сократились с 1,46 до 1,34 млн. т.
Инф. eizvestia
e-finance.com.ua