«Роснефть» заявила о желании приобрести доли в ряде нефтеперерабатывающих предприятий Европы. Скорее всего, компания нацелилась на активы восточноевропейских компаний. Эксперты считают, что при масштабной экспансии траты «Роснефти» на покупку новых активов могут составить более $16 млрд.
«Роснефть» решила пойти по стопам «ЛУКойла» и начать скупку нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в Европе. Глава госкомпании Сергей Богданчиков в интервью французской газете La Tribune заявил, что «Роснефть» намерена наращивать свое присутствие в секторе downstream. «Мы рассматриваем возможность покупок других заводов в России – например в Башкортостане, а также в Азии и Европе», – рассказал гендиректор, добавив, что компания «ведет переговоры с крупными западными компаниями как о покупке долей в заводах, так и о полном их выкупе». Сергей Богданчиков отказался назвать потенциальные мишени для «Роснефти», сославшись на то, что переговорный процесс еще не завершен.
В самой компании «Газете» не стали комментировать слова главы «Роснефти», подчеркнув, что тоже предпочитают не называть вероятных партнеров до окончания переговоров. До настоящего времени единственной российской компанией, осуществлявшей серьезную экспансию на европейский рынок нефтепереработки, был «ЛУКойл», которому принадлежат НПЗ в Болгарии и Румынии. Однако «ЛУКойлу» не всегда удавалось добиться своего: так, компания не смогла получить контроль над Гданьским НПЗ в Польше, сорвалась сделка с греческой Hellenic Petroleum S.A. и попытка приобрести европейское подразделение ливийской Tamoil, в которую входят три нефтеперерабатывающих предприятия суммарной мощностью около 11,7 млн тонн нефтепродуктов в год, хотя до сих пор официальной информации об участии «ЛУКойла» в тендере не было. Последней потерей для компании стал отказ кувейтской Kuwait Petroleum International от продажи НПЗ Kuwait Petroleum Europoort в Роттердаме мощностью около 4 млн тонн нефтепродуктов в год. Эксперты считают, что наиболее вероятным полем деятельности для «Роснефти» станет Восточная Европа.
«Если смотреть на восточную часть Европы, то логистически компании этот регион более интересен, чем западный», – считает аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кормщиков. Однако, признавая разумность экспансии госкомпании в Европу, наблюдатели подчеркивают, что ранее «Роснефть» определяла в качестве приоритетного направления рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. «Роснефть» в большей степени готова к экспансии в Азию, сотрудничеству с корейскими и китайскими компаниями, – напоминает Константин Черепанов из Ray, Man & Gor Securities. – И если «Роснефть» может решать проблемы с китайскими компаниями на государственном уровне, так как Китай самостоятельно контролирует нефтяной сектор, то в случае с Европой господдержка может не сработать».
На рынке есть довольно много потенциальных активов, которые могут привлечь внимание «Роснефти». Так, до сих пор остается неясной ситуация с Tamoil. Не исключено, что госкомпания попробует обойти «ЛУКойл» в борьбе за такие активы, как принадлежащий BP НПЗ Coryton в Британии (мощность 8,8 млн тонн в год) и 31% нефтеперерабатывающего предприятия Nerefco в Роттердаме (мощность 21 млн тонн в год), принадлежащих Chevron.
Несмотря на повышенный интерес западноевропейских компаний к downstream, в Восточной Европе все еще есть несколько интересных активов, например, сербская Naftna Industrija Srbije a.d. (NIS), в которую входят нефтеперерабатывающие предприятия NIS Pancevo и NIS Novi Sad суммарной мощностью 8,8 млн тонн в год или греческая Hellenic Petroleum, чьи три НПЗ в год перерабатывают более 16 млн тонн. Возможно, «Роснефть» примет участие в приватизации хорватской INA Industrija Nafte d.d., куда входят два НПЗ, Sisah и Rijeha, вырабатывающие 2,2 и 3,5 млн тонн нефтепродуктов в год. Аналитики уверены, что российской компании вполне по силам получить доли в европейских НПЗ.
«В зависимости от того, конечно, сколько она сможет предложить», – добавляет Алексей Кормщиков. По словам эксперта ФК «Уралсиб», стоимость НПЗ составляет от $100 до $600 за тонну нефтепродуктов в зависимости от качества переработки. В среднем цена составляет около $350 за тонну. Если предположить, что «Роснефти» удастся получить 100% акций в каждом из вышеуказанных предприятий исключая Nerefco, то затраты компании на приобретение европейских НПЗ могут составить более $16 млрд.
Обещание Богданчикова, в частности, означает, что под делом ЮКОСа подведена некая черта. Ранее «Роснефть» предпочитала не приобретать активы в Европе, опасаясь исков со стороны акционеров ЮКОСа, которые считают покупку госкомпанией «Юганскнефтегаза» незаконной и потому пытаются получить через суд компенсацию. «Роснефть», не имея собственности вне России, могла игнорировать подобные судебные разбирательства. Кстати, ряд наблюдателей считает, что именно поэтому боснийский НПЗ Bosanski Brod будет выкуплен «Зарубежнефтью», которая впоследствии может передать его «Роснефти». Эксперты признают, что риск преследования со стороны акционеров ЮКОСа остается, но считают его незначительным.
«Конечно, суд может признать требования акционеров законными и арестовать имущество государственной компании, – говорит Константин Черепанов. – Однако, на мой взгляд, вероятность такого развития событий мала». «Иски против «Роснефти», как правило, заканчивались ничем. Мне кажется, что компания больше не опасается судебного преследования со стороны акционеров ЮКОСа», – заключает Алексей Кормщиков.
Инф. gazeta
e-finance.com.ua