• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Испытание газом
    2006-10-24 11:48:56

    Население жестоко обманывали, заставляя из своего кармана формировать ведомственные и личные прибыли прежнего нефтегазового лобби

    С 1 ноября 2006 года цена на газ для населения снижена с 414 до 339 грн. за 1 тыс. куб. м. Первый реальный шаг по социальной защите населения, который ощутит каждая семья, вызвал бурю эмоций со стороны виновников подорожания — бывшего руководства "Нефтегаза", попытавшегося (правда, неудачно) найти себе оправдание. Поэтому стоит рассказать, из чего складывается цена на газ, кем и когда она была завышена, за какие злоупотребления народ расплачивался из своего кармана и почему только сейчас был проведен грамотный пересчет себестоимости газа отечественной добычи…

    Политический аспект
    Даже несведущему в вопросах пиара человеку понятно, что проблема цены на газ является своего рода "золотым ключиком" политических перспектив. Повышение тарифов для населения нанесло катастрофический удар по "оранжевым". Недавние социологические опросы показывают, что после высказанного правительством (и подкрепленного на деле) обещания уменьшить цену на потребительский газ уровень доверия населения к Президенту снизился до 38% против 41% в январе 2006 года, в то же время у премьер-министра повысился до 49% (37% — в январе 2006 года). Такие данные обнародовал центр "Социальный мониторинг". Премьер стал "единственным должностным лицом, у которого в сентябре был позитивный баланс доверия", говорят социологи.

    Неудивительно, что те, на чьей совести взвинчивание газовых цен и начисление необоснованно высокой себестоимости голубого топлива отечественной добычи, пробуют спасти свое политическое будущее, манипулируя цифрами и злоупотребляя демагогией. Потому что иначе как демагогическими рассуждения экс-шефа "Нефтегаза" Алексея Ивченко назвать невозможно. Недавно он заявил, что начиная с 2005 года газ продавался населению по цене 112 грн. (без НДС и транспортных затрат) за 1 тыс. куб. м. А сейчас Янукович заявил о цене в 339 грн. Вот, типа, и считайте, выросли цены или уменьшились!

    При этом Ивченко "запамятовал", что последняя цена равнялась 414 грн., и установил ее в мае предыдущий Кабмин. А сам Алексей Григорьевич еще практически продолжал рулить многострадальной НАК. Напомню, что именно в мае Кабинет министров поручил Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) установить с 1 июля 2006 года предельный уровень цен на природный газ, реализуемый населению, — 414 грн. за 1 тыс. куб. м. На газ, реализуемый бюджетным организациям, — 648 грн. за 1 тыс. куб. м, а предприятиям коммунальной теплоэнергетики — 686 грн. за 1 тыс. куб. м.

    Странно выглядят инсинуации в виде сравнения цены прошлого года, до повышения, сделанного предыдущим правительством с подачи Ивченко, с ценой, которую снижает Янукович. С тем же успехом можно было посчитать отличие цены 1991 года (38 коп. с человека) от прошлогодней цены "имени Ивченко" — 1,86 грн. с человека (судя по квитанциям). И это сравнение будет не в пользу любителя "массажных" иномарок. Тем более не в его пользу будет сравнение цены 1,86 грн. в 2005 году с нынешней — 4,86 грн., которую платит население, в том числе и мы, потребители.

    Обоснованный и грамотный ответ Ивченко дал в недавнем заявлении министр топлива и энергетики Юрий Бойко. Он обратил внимание общественности, что действия нынешнего правительства направлены на оздоровление ситуации в топливно-энергетическом комплексе, который "пострадал от непрофессионализма и ужасной коррупции", а также был "расшатан популизмом" предыдущих руководителей.

    "Мы не привыкли разбрасываться обвинениями или оправдываться. Но сегодня наступило время расставить точки над "і". Мы вынуждены сказать: ответственность за жалкое состояние дел в топливно-энергетическом комплексе и катастрофическое повышение тарифов для населения несут наши сегодняшние критики", — говорится в заявлении.

    Бывшее правительство, говорит Бойко, переложило рост цены на газ на плечи населения. "Оно дважды повышало тарифы на газ, электроэнергию и, соответственно, на жилищно-коммунальные услуги в отрыве от механизма компенсации потерь малообеспеченным людям. Хотя средства на это были: 5 млрд. грн., дополнительно полученных в 2005 году от "Нефтегаза Украины" посредством изнурительного налогообложения, и остатки средств от повторной продажи "Криворожстали" — всего более 12 млрд. грн. остатков на казначейских счетах. Однако в бюджете на 2006 год не было предусмотрено ни копейки на компенсации населению и бюджетным организациям от подорожания энергоносителей, вместо этого все финансовые резервы государства за полгода проедены", — отмечает министр.

    Нельзя также забывать, что желание повысить цены на газ у предыдущего правительства было так сильно, что оно пошло в суд. Именно судебным разбирательством между НКРЭ (как непосредственным исполнительным органом правительства) и профсоюзами объясняется то обстоятельство, что цена выросла не с 1 июля текущего года, а немного позднее. Дело в том, что Хозяйственный суд Киева сначала принял решение приостановить действие постановления Национальной комиссии регулирования электроэнергетики о повышении с 1 июля 2006 года отпускных цен на газ для населения на 85%, а потом отменил свое определение, "рассмотрев ходатайство комиссии с обоснованием необходимости повышения тарифов". То есть вместо того, чтобы искать пути снижения стоимости газа, прежняя власть изыскивала аргументы в пользу состоятельности своих шагов. Тех самых, которые сегодня пытается оправдать Ивченко.

    Более того, еще в апреле было принято решение поднимать тарифы на свет и газ для населения на протяжении двух лет подряд. Был даже утвержден график "повышения тарифов на электроэнергию и газ для населения до экономически обоснованного уровня до мая 2008 года". Начиная с майского повышения 2006 года рост цен предусматривался с 1 сентября — на 25%, с 1 мая 2007 года — снова на 25%, с 1 сентября 2007 года — на те же 25% и т. д., пока кошельки граждан не опустеют.

    Примечательно, что среди аргументов необходимости повышения отпускных цен на газ, звучавших публично и представленных в суде, назывался сбор к ценам на природный газ для финансирования строительства газопроводов-отводов и газификации населенных пунктов и т. д. Но это не соответствовало действительности. На самом деле население жестоко обманывали, заставляя из своего кармана формировать ведомственные (а может, и личные) прибыли нефтегазового лобби.

    Как "закалялись" цены?
    Причины, по которым граждане были вынуждены переплачивать за газ, складывались из двух сегментов. Первый — "подмена" отечественного газа импортным. Согласно постановлению Кабинета министров №1729 от 27.12.2001 г., подтвержденному Законом "О Государственном бюджете Украины на 2006 год", а также постановлению правительства от 31 мая нынешнего года, украинский газ должен был полностью направляться на нужды населения и никуда больше. Это требование игнорировалось, о чем подробнее будет сказано ниже. Второй момент — искусственно завышалась себестоимость нашего газа. С какой целью? Да с самой банальной — заработать побольше барышей. Об этих двух составляющих стоит рассказать подробнее.

    Начнем со второго сегмента. Знаете ли вы, из чего "Нефтегаз", "Укрнефть", "Черноморнефтегаз", их дочерние компании и другие газодобытчики формировали цену на свой без преувеличения стратегический "товар"? Из воздуха. В том смысле, что вдували туда все, что хотели. Инициированная новым правительством проверка силами Госкомиссии по ценам и обоснованности ценообразования в газовой сфере показала, что структура себестоимости нашего газа у компаний приблизительно (или усредненно) такая: 39,3% — амортизация и 19% — "другие расходы".

    Амортизация, как известно, — это перенесение стоимости основных фондов на себестоимость продукции. Если в себестоимости добываемого газа такая потрясающе высокая доля амортизации, значит оборудование, которое используется при добыче газа, решили самортизировать (отработать и заменить) за 2—3 года. Что невозможно в принципе. Поскольку бурильные агрегаты и другие виды оборудования, которые используются при добыче газа, имеют изначально заложенный срок амортизации 20—25 лет. К тому же все газодобывающие компании только то и делают, что жалуются на изношенность своего оборудования. Возникает вопрос: что же они тогда амортизируют? Выглядит-то все как желание "нагнать цифру", чтобы завысить в итоге себестоимость газа.

    Отдельного анализа заслуживает статья расходов "другое". Она уже сама по себе звучит "воровато". А такой высокий процент расходов на "другое" показывает, что нефтегазовое лобби хотело спрятать в эти почти 20% все свои нецелевые траты. Межведомственная рабочая группа, занимавшаяся проблемами цены на газ, парламентская следственная комиссия Андрея Деркача и правоохранительные органы частично раскрыли секрет формулировки. В "другое" закладывались расходы на банкеты, автомобили, отдых на турбазах, путевки, перелеты и т. д. Все это, подчеркиваю, закладывалось в цену, которую платил конечный потребитель. То есть мы с вами. Не говоря уже о том, что обычной практикой стало записывание в себестоимость различных социальных отчислений, выплат, благотворительной помощи, чего не должно было быть по определению.

    Наконец, одно из предприятий "Нефтегаза" (назовем его "Укр-ча") использовало такую практику, когда коммерческая деятельность по добыче газа оформлялась так называемыми договорами о совместной деятельности. Так вот в системе "Укр-чи" себестоимость газа выходила за 100 грн., а себестоимость там, где добыча шла совместно с коммерческими структурами, — всего 20 грн. Это говорит о том, что на государство перекладываются серьезные расходы, которые существуют в рамках деятельности структур по договорам о совместной деятельности.

    Теперь о "газовой подмене". Почему населению не продавали отечественный газ, а навязывали втридорога импортный? Потому что нарушался закон в сфере лицензирования компаний на предмет продажи газа по нерегулируемому тарифу. В чем суть вопроса? Есть два вида лицензий, которые НКРЭ выдает газодобытчику, — на регулируемый тариф (когда цену устанавливает НКРЭ и ее нужно придерживаться) и нерегулируемый (цену определяет рынок). Всем понятно, что выгоднее продавать по рыночной цене. Что и делали почти все отечественные добытчики, а особенно ярко блистала на аукционах "Укрнефть". Чем эта "полугоскомпания" (иначе просто не назовешь) мотивировала продажу предназначенного населению газа промпредприятиям? Тем, что у нее лицензия для продажи газа по нерегулируемому тарифу. Но дело в том, что "Укрнефть" имела еще одну лицензию — на продажу газа по регулируемому тарифу. А по закону одно предприятие не может иметь две разные лицензии. Вопрос к предыдущему составу НКРЭ: кто догадался выдать две такие лицензии и не было ли тут коррупции, господа?

    Еще одна причина, почему украинский газ уходил на сторону. По самым приблизительным подсчетам, предыдущий состав НКРЭ выдал свыше 600 лицензий на поставку газа по регулируемому и нерегулируемому тарифу. У нас что — Западная Сибирь? Или Саудовская Аравия? Откуда на незначительное количество украинского газа нашлось столько поставщиков, добытчиков и посредников? Понятно, что в результате своей хоздеятельности они просто растаскивали украинский газ, и населению перепадали "остатки сладки". Почему на это не обращалось внимания? Потому что правительство и ведомства утратили контроль за рынком газа. Об этом с трибуны Верховной Рады говорил вице-премьер Андрей Клюев, это же подчеркивал в своем докладе Андрей Деркач, такие же выводы делали в комментариях прессе первый вице-премьер Николай Азаров и премьер Виктор Янукович.

    Выводы и комментарии
    За счет чего же правительству удалось снизить цены на газ? Во-первых, за счет упорядочения оборота украинского газа. Его целиком направляют населению. Во-вторых, за счет тщательной проверки структуры себестоимости нашего газа. Удивительная вещь: почему-то до смены правительства "Нефтегазу" и другим газодобытчикам верили на слово те ведомства, которые обязаны были проверять правильность ценообразования. Ответа на вопрос "почему не проверяли?" мы однозначно не знаем. Существовал ли ведомственный сговор, или не было грамотных специалистов, или просто кому-то не слишком хотелось работать? Трудно сказать. Но факт остается фактом. Пришло новое правительство, пересчитали, нашли в себестоимости параграф "другое", быстро расставили все по местам — вот вам и 339 грн.

    Ирина Алексеева, Артем Бобров

    Инф. versii

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.