Какой будет политика на рынке газа?
Какой должна быть государственная политика в газовом секторе в связи с ростом цены на газ и изменением схемы его импорта, еще предстоит определить. Сейчас большинство экспертов не сомневаются, что для Украины последствия новой стратегии РАО "Газпром" на внешних рынках не ограничились только ценовым шоком.
Фактически с января 2006 года произошло неожиданное основательное переформатирование рынка природного газа в Украине, к которому не готовыми оказались ни украинская власть, ни участники рынка. Основные изменения произошли в схемах импорта и снабжения газом промышленных потребителей. В новых обстоятельствах этот рынок определяется, прежде всего, политикой российской компании "Газпром", которая за последний год радикально усилила свое присутствие на рынках многих европейских стран.
Как заявил эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Ильдар Газизуллин на круглом столе "Переформатирование украинского рынка газа: новые вызовы и перспективы", январское газовое соглашение уже привело к смене структуры внутреннего рынка газа. Если раньше единым продавцом импортного голубого топлива на внутреннем рынке была НАК "Нефтегаз Украины", которая поставляла газ через собственные дочерние компании и независимых газотрейдеров, то вскоре ее роль полностью возьмет на себя украинско-российское СП "УкрГаз-Энерго".
Руководитель направления по обеспечению газом предприятий группы "Метинвест Холдинг" Андрей Чебаненко считает, что появление других схем импорта газа в ближайшее время маловероятно. "Надо признать, что конкурентов у компании "РосУкрЭнерго" и их совместного предприятия с "Нефтегазом" — "УкрГаз-Энерго" — в ближайшей перспективе нет, — сказал Чебаненко. — И возрождение бартерных схем поставок по типу "газ в обмен на трубы", распространенных в 90-е, сегодня вряд ли возможно". По его мнению, наличие в группе "Метинвест" Харцызского трубного завода, поставляющего трубы большого диаметра газодобывающим компаниям СНГ, или прямого газопровода из России в Мариуполь, где расположен крупнейший меткомбинат группы "Азовсталь", в нынешней ситуации не является достаточным аргументом для заключения прямых договоров с "Газпромом" и получения газа на более выгодных условиях.
"Следовательно, единственным вопросом, который сейчас актуален, — утверждает Ильдар Газизуллин, — становится повышение эффективности функционирования внутреннего рынка газа". "И это, действительно, является единственным способом реализации национальных интересов Украины", — уверен он. Сейчас же наблюдается низкий уровень конкуренции на рынке, неадекватные уровень и структура цен на газ и непрозрачные схемы его распределения.
На то, что НКРЭ не является эффективным регулятором на газовом рынке, указывает заместитель начальника управления по вопросам нефтегазового комплекса Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Татьяна Кулешова. Примером непрозрачности формирования тарифов может служить целевая надбавка для облгазов на установление счетчиков, введенная НКРЭ в течение 2005 года. Причем эта надбавка по некоторым облгазам составляет столько же, сколько и тариф на поставку газа. По словам Кулешовой, АМКУ не смог получить у НКРЭ ответы на вопросы, сколько было установлено счетчиков, кому, на каком основании, сколько денег под это было аккумулировано. Также она напомнила, что в 2003 году АМКУ оштрафовал НАК "Нефтегаз Украины" за необоснованно высокие тарифы на газ, а в 2006-м за необоснованно высокие тарифы был оштрафован "Укртрансгаз".
Можно прогнозировать, что повышение цен наконец заставит правительство и местные власти разобраться с механизмом формирования тарифов и в коммунальном секторе. Сейчас в него закладываются и множество административных расходов, и загадочные технологические потери на уровне до 40%, и многое другое.
Со своей стороны правительство тоже намерено сделать шаг к снижению составляющих внутренних цен на газ и смягчению ценового шока для промышленности. Кабмин собирается предложить парламенту освободить от уплаты НДС при покупке газа все промышленные предприятия, а нефтехимикам предоставить право платить налоги с отсрочкой с использованием векселей. Ранее Минпромполитики уже заявило о намерении разработать для химических предприятий, потребляющих газ в качестве сырья, долгосрочные налоговые льготы для выхода отрасли из кризиса. В Кабмине считают, что отмена НДС на газ для страны куда менее критична, чем кризис в этой бюджетообразующей отрасли, к тому же ориентированной на экспорт. При сохранении НДС на газ и новой его цене на украинской границе в $130 за тыс. куб. м с начала 2007 года его цена для промышленности может превысить $160—180.
Евгений Минченко
Инф. versii
e-finance.com.ua