Трейдеры предпочитают не совершать сделок по новому фьючерсу российской экспортной нефти REBCO, пока оценивая новый финансовый инструмент. Чиновники уверены, что спрос появится в самое ближайшее время, напирая на то, что REBCO по качеству лучше Urals. Эксперты уверены, что, кроме Urals, других экспортных сортов у России пока нет.
Первый день торгов фьючерсами на поставку российской экспортной нефти REBCO (Russian export blend crude oil) завершился ничем: за весь понедельник трейдеры электронной торговой системы CME Globex в Чикаго не заключили ни одного контракта. Первый фьючерсный контракт размером в тысячу баррелей предусматривал поставку нефти на условиях франко-борт в российском порту Приморск на Балтике, то есть продавец обязан был доставить товар в порт и погрузить его на указанное покупателем судно. В зависимости от срока исполнения контракты предлагались по цене от $55,25 за баррель (январь 2007 года) до $58,95 за баррель (июнь 2007 года). Но желающих платить эту цену не нашлось.
Впрочем, представители Нью-йоркской товарно-сырьевой биржи (NYMEX) не считают отсутствие контрактов плохим знаком. «Можно сказать, что котировки фьючерсов на российскую нефть велись довольно активно, интерес был довольно высок. Как правило при появлении нового брэнда на заключение первого контракта уходит не менее трех дней», – пояснил после завершения торгов директор департамента энергетических исследований NYMEX Дэниэл Брусстар, добавив, что, по его мнению, «начало можно назвать успешным».
Ожидания российских чиновников полностью совпадают с оптимизмом руководства NYMEX. Заместитель главы МЭРТа Кирилл Андросов на открытии торгов REBCO в понедельник заявил, что российские компании смогут получить серьезную прибыль благодаря введению новых фьючерсов. «Совокупная выручка российских компаний от введения справедливого ценообразования составит около $3 миллиардов. Естественно, увеличится и поступление в российский бюджет», – подсчитал Кирилл Андросов. По его мнению, в перспективе REBCO будет цениться выше, чем нефть бренда Urals. Единственное, что пока остается неопределенным, – это сроки, в которые новый фьючерс получит признание трейдеров.
В качестве примера можно вспомнить, как вводились фьючерсы марки Brent: первые контракты были предложены в 1985 году, но лишь через четыре года после трех неудачных запусков на Лондонской бирже торги с участием Brent на самом деле начались. Отсюда осторожные прогнозы по поводу перспектив REBCO: президент NYMEX Джеймс Ньюс посоветовал умерить ожидания того, что объемы торгов новым контрактом «сразу будут очень значительными – рынок должен ознакомиться с новым продуктом».
Российские эксперты придерживаются такого же мнения. «Для того чтобы новый финансовый инструмент был востребован, инвестор, во-первых, должен к нему привыкнуть, в во-вторых, в него поверить, – говорит начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. – Со временем REBCO достигнет нормальной ликвидности – все-таки Россия экспортирует много нефти». По прогнозам аналитика, первые контракты будут заключены до конца года, однако говорить о том, насколько новый фьючерс стал успешным, можно будет только по результатам 2007 года.
Главной интригой эксперты считают качество российской нефти и заявления кремлевских чиновников о том, что REBCO выше по качеству, чем Urals. Напомним, что идеей-фикс для российских властей стало сокращение ценового разрыва между нефтью марки Brent и Urals. «Цена на российскую экспортную нефть несколько ниже в сравнении с Brent из-за химического состава – в последней ниже процент содержания серы», – напомнил Дэниэл Брусстар. «Наши чиновники сказали, что нефть, которая идет из Приморска, по качеству сравнима с иранской и подходит под требования европейских нефтеперерабатывающих заводов. Но что это на самом деле за нефть – никто не знает. По описанию похоже на Syberian Light, тогда почему этого не сказали?», – недоумевает Александр Разуваев. Он считает, что Россия пока в любом случае будет экспортировать Urals, а значит, REBCO вряд ли сможет стать дороже основного экспортного сорта.
Так что, чтобы догнать Brent, следует улучшить показатели Urals. «Единственный способ сократить разрыв между маркой Urals и маркой Brent – это повысить качество российской нефти», – заключает Константин Черепанов из Ray, Man & Gor Securities.
Инф. gazeta
e-finance.com.ua