Бензиновое дежавю весны 2005 года
В последнее время мы слышим много заявлений чиновников о снижении цен на продукты питания. Однако если зайти на интенет-страничку комитета статистики и посмотреть информацию за октябрь, то можно увидеть, что падение цен на продукты происходит только по куриным яйцам. Наверное, это очень близкий к правительству продукт, потому цена на него и падает.
Относительно позиций за ноябрь, то нет стойкой тенденции падения цен. Киев в этой ситуации не является показателем, так как динамика цен на киевские продукты зависит от многих факторов, например, допуска крестьян к рынкам. Также здесь ает роль административное вмешательство местной и центральной власти в деятельность больших сетей супермаркетов. В Киеве шесть сетей закрывают 80% оборота продуктов питания. В этой ситуации будут очень интересные статистические показатели цен за ноябрь в регионах.
Треба говорить, что индекс потребительских цен составляется как из потребительских продуктов, которые составляют близко 60% структуры этого индекса, так и из услуг. За прошлый месяц инфляция достигла 2,6%. Это наибольшая инфляция с 2000 года. Наибольший взнос в эту инфляцию дали не потребительские товары, а услуги - коммунальные услуги, услуги банков, перевозка и т.п.. А на фоне лавинного поднятия цен на жилищно-коммунальные услуги я не вижу никаких причин, чему инфляция за ноябрь будет меньшей, чем за октябрь.
Мне тяжело увидеть серьезные экономические причины для значительного падения цен на продукты питания. Хотя динамика роста прибылей граждан у нас сейчас упала сравнительно из 2005-м и началом 2006 года, но покупательная способность людей остается высокой. Депозиты в банках возрастают стойкими темпами, стоимость недвижимости не падает - это говорит об избыточном количестве избыточных средств на руках. Этот фактор также оказывает большое влияние на динамику цен на потребительские товары. Поэтому экономических причин для падения цен имело, разве что административные мероприятия могут влиять на процессы.
Возможно, была та самая история, как и с рынком нефтепродуктов. Операторов рынка собрали вместе и сказали, что открутят главу, если не снизят цены на бензин. Если рассматривать, как цены на бензин повлияли на потребительские товары, то треба посмотреть, сколько бензина или дизеля в килограмме колбасы. Природа мясных продуктов такая, что больше 60% мяса у нас производится в частном секторе, где нет вообще значимого потребления нефтепродуктов, так как же это не свинофермы и не птицефабрики. Это же корреляция между ценой на мясопродукты и бензином не отслеживается.
Не факт, что давление власти на производителей и продавцов продуктов питания будет результативным. Возьмем пример «хлебу для бедных» - батоны. На него правительство хочет снизить цену. Но его судьба в общих продажах снижается. Появляются сорта, которые эти хлебы заміщують. Поэтому очень тяжело отслеживать, о каких самом продуктах говорит правительство к получению официальных статистических данных. Возможно, что на какой-либо вид продукции цена реально упадет, но это будет что-то типа колбасы с содержимым сои больше 30%, которой и собаки не едят. Возможно, на такие продукты цени и упадут, но судьба таких продуктов в общих продажах будет падать.
В общем, в бензиновой теме «сам черт ногу сломает». На многих заправках можно увидеть 95-и бензин за двумя ценами, которые различаются на гривну. Один бензин «супереліт»-класса, а другой национальный. Так вот «супереліт»-класс - просто импортированный бензин, при импорте пошлин нет, акцизы в стране-производителю такие же, как у нас. Возникает вопрос - откуда же разность? Ответ понял - качество. Если 95-и и 92-и бензин сейчас различаются меньше чем на гривну, то под маркой 95-го нам продают 92-и с какой-то присадкой. Т.е. потребителя просто снова одурачивают. Чему литовский бензин, который имеет намного меньшую себестоимость, чем украинский, через процент выхода, который у нас 60%, а в них 90%, в Украине более дорогой? Так как українцям предлагают бензин низшего качества, и никто за этим не следит. Правительство закрывает на эту проблему глаза, лишь бы отчитаться за политическими мотивами, которые в нас все хорошо.
Относительно ситуации в восточных регионах с исчезновением бензина на заправках, то считаю, что там чисто экономические, а не политические причины. Просто эта цена, которая установлена - 3, 60-3,65 грн./л, не выдерживает факторов себестоимости. А в Донецке и, между прочим, в Днепропетровске сети заправок довольно монополизированные. Там «варягов» не поздравляют, в отличие от Киева и центральной Украины, где есть маленькие независимые сети. Вот эти маленькие сети могут импортировать, что хотят, и держать цены. А те монополизированные сети привязанные до одного поставщика. Если, предположим, ТНК- ВР не выдерживает цену по себестоимости производства бензина, тогда возникают вопроса по безналичным расчетам на бензин и т.п.. Это есть таким себе дежавю весны 2005 года.
Сергей Терёхин, народный депутат Украины, экс-министр экономики
Инф. delo
e-finance.com.ua