Главный экономист Европейского Центробанка Отмар Иссинг говорит, что перед тем как вводить евро, страна должна как минимум узнать, чем это для нее обернется...
– Новички ЕС хотят ввести евро в ближайшие годы. Будете ли вы поддерживать такие устремления? Могут ли выгоды от такого раннего введения евровалюты превысить негативные моменты? Стоит ли преобразовывать монетарную политику такими темпами?
– Все эти вопросы очень тесно переплетаются и ответ всегда один и тот же: каждая страна должна быть готова к перемене своей денежной политики, а также изменениям в обменных курсах при введении евро. В любом случае должны полностью выполняться необходимые макроэкономические условия для вступления в монетарный союз. Имеются в виду нормативы по инфляции, государственному долгу, валютному курсу, дефициту бюджета.
– Очень часто экономисты ожидают успешного монетарного союза в рамках политического союза или же в среде полностью либерализованных рынков с гибкими зарплатами и ценами. Еврозона весьма далека от статуса политического союза, а многие страны-члены ЕС имеют закрытые рынки и негибкие зарплаты. Насколько важны эти факторы для бесперебойного функционирования Европейского монетарного союза? Как вы думаете, будут ли эти параметры становиться гибче со временем?
– Гибкие рынки вообще и рынок рабочей силы в частности способствуют экономическому росту и созданию рабочих мест в любой экономической системе. Гибкость рынков является обязательной предпосылкой для успешного монетарного союза. В этой связи должен отметить значительный прогресс в последние годы, степень которого, однако, весьма разнится от страны к стране. Но еще многое предстоит сделать на этом пути.
– Спустя полтора года после расширения, ЕС намерен снизить расходы на структурную перестройку новичков. Многие из старых ов с высокими налогами для бизнеса призывают к «налоговой гармонизации», большинство этих стран не хотят пускать рабочую силу из государств, новых ов Евросоюза. Кроме того, дефицит бюджета многих крупнейших ов ЕС превышает 3% от ВВП без применения жестких санкций, в то время как новички очень строго инспектируются в связи со стремлением ввести евро. Могут ли новые участники начать жалеть о том, что вступили в ЕС?
– Вступление в ЕС – давняя мечта этих стран. В первую очередь ство дает возможность мирно жить вместе под одной крышей. Участие в ЕС приносит огромные экономические преимущества – единый рынок с населением в 460 млн. человек открывает огромные перспективы. Правила же должны быть едиными для любой страны, независимо от того, маленькая она или большая, новая или старая. Лично я не вижу никаких причин для налоговой гармонизации.
– Как показывает практика, экономический рост ов еврозоны ниже, чем у стран ЕС, которые пока не вошли туда. Очевидно, что некоторые из стран еврозоны нуждаются в повышении процентных ставок цетробанками, тогда как другим необходимо их снижение. Будут ли эти различия исчезать со временем?
– Среди стран еврозоны различия в темпах роста также заметны. Однако наши исследования показали, что эти различия не существенны и сравнимы с различиями, например, между штатами в США.
– Не думаете ли вы, что недостаток фискальной дисциплины может стать серьезной проблемой для всей еврозоны в будущем? Не чувствуете ли вы возрастающую ответственность со стороны ЕЦБ, когда правительства получили некоторые вольности? Станет ли ЕЦБ последним бастионом макроэкономической стабильности в еврозоне?
– Мы видим себя именно гарантом макроэкономической стабильности. Пакт стабильности и роста, даже после внесения поправок продолжает оставаться хорошим регуляторным документом для фискальной политики в еврозоне. Мы будем продолжать подчеркивать важность соблюдения правил, предусмотренных пактом.
– Не боитесь ли вы, что национальные правительства постараются вмешаться в политику ЕЦБ? Как вы планируете защищать свою независимость?
– Наша независимость гарантирована Маастрихтским соглашением, которое было подписано представителями 25 стран-членов ЕС и ратифицировано парламентами всех государств.
– ЕЦБ поднял ставки как раз тогда, когда Германия планирует повысить налоги. Это может иметь для нее отрицательные последствия. Я имею в виду печальный опыт Японии конца 90-х годов.
– Тогдашняя ситуация в Японии очень отличается от нынешней ситуации в еврозоне. Например, нам не грозит дефляция, но на лицо повысившиеся инфляционные риски. Это единственная причина такого шага.
– Вы согласны, что позитивные сигналы экономики еврозоны сейчас более четкие, чем в прошлые годы?
– Да, сигналы действительно улучшились. Однако еще многое предстоит сделать, чтобы повысить производственный потенциал некоторых стран.
Инф. e-finance.com.ua
-