• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Правительство прошляпило сахарный кризис
    2007-02-28 11:04:48

    Временной отменой минимальных цен на сахар правительству вряд ли удастся стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, поскольку до сих пор не ясно, что делать с излишками в 1 млн. т

    Несмотря на неоднократные обращения представителей сахарной отрасли, украинское правительство не решалось (или не хотело) предпринимать какие-либо шаги на отечественном рынке сахара, видимо, надеясь на то, что возникающие там проблемы рассосутся сами собой. Еще прошлой осенью большинство экспертов ввиду явного перепроизводства продукции в сезоне 2006–2007 годов заявляли о грядущем существенном снижении оптовых цен на этот продукт, что в конечном итоге выльется в финансовые потери сахарных предприятий, а в будущем приведет к банкротству некоторых заводов.

    Как известно, среднегодовой уровень потребления сахара в Украине составляет примерно 2 млн. т. В соответствии с этим на производство и реализацию сахара в 2006–2007 годах внутренняя квота «А» была утверждена на уровне 1,84 млн. т плюс еще 185 тыс. т по квоте «В» (поставки сахара по международным договорам и в случае необходимости пополнения квоты «А»). Однако из прошлогоднего урожая свеклы сахарные заводы произвели 2,6 млн. т сахара, что можно считать рекордным показателем за последние десять лет. Но вместе с тем с прошлого сезона остались довольно существенные переходящие запасы продукции в объеме примерно 400 тыс. т, то есть общее предложение сахара на внутреннем рынке превышает его ежегодное потребление примерно на 1 млн. т. Понятно, что при таком рыночном раскладе удержать цены на более или менее приемлемом для производителей уровне не представлялось возможным. Об этом предупреждали эксперты, прогнозируя падение цен на сахар даже ниже ранее утвержденного правительством уровня минимальных цен (2850 грн./т с НДС) уже в ноябре-декабре 2006 года. Следовательно, аграрному блоку правительства необходимо было срочно пересмотреть уровень минимальных цен и найти возможность «убрать» с рынка излишки продукции, в том числе с помощью государственных закупок в Аграрный фонд (185 тыс. т). Но ни осенью, ни за два месяца зимы в этом направлении не было сделано ничего. Минимальные цены остались на прежнем уровне. Сначала сахаровары даже требовали повысить их до 3100 грн./т, поскольку, по расчетам специалистов Национальной ассоциации сахаропроизводителей Украины «Укрцукор», себестоимость производства сахара в новом сезоне достигла более 3000 грн./т. Не справился с поставленной задачей и Аграрный фонд, которому сахаропроизводители в конце года уже были согласны продать свой товар ниже себестоимости. Это позволило бы им избежать более значительных убытков и дало бы толчок к повышению внутренних цен на рынке. А оптовые цены к тому времени опустились до катастрофически низкой отметки 2300–2400 грн./т и продолжали падать. Так что идея Минагрополитики об установлении минимальной цены на сахар в размере 2,5 тыс. грн./т с учетом НДС изначально запоздала. И в дополнение ко всему полностью развеялись надежды на то, что Россия закупит порядка 600 тыс. т украинского сахара. Не закупила и вряд ли это сделает, поскольку столкнулась с проблемой излишка продукции на собственном рынке.

    В итоге к февралю нынешнего года оптовые цены на сахар в Украине упали до 2100–2300 грн./т, и на повестку дня уже вынесен вопрос о временной отмене действия минимальных цен в текущем сезоне. Соответствующий проект постановления правительства «О внесении изменений в постановление КМУ №171 от 20 февраля 2006 года» подготовлен Минагрополитики, специалисты которого даже подсчитали общий размер убытков сахаропроизводителей от реализации товара по ценам ниже минимального уровня — 1,1 млрд. грн. Правда, к этой сумме следует добавить штрафные санкции, которые применяются к сахарным заводам, отпускающим продукцию по «заниженным» ценам. Ведь помимо того, что предприятия вынуждены платить НДС с минимальной цены на сахар (то есть с 2850 грн./т), их штрафуют и за нарушение законодательного запрета на реализацию продукции, включенной в перечень государственного регулирования, по ценам ниже установленного правительством минимального уровня.

    Однако заявив о возможной отмене до 31 августа действия минимальных цен и квотирования поставок сахара на внутренний рынок (которые будет распределять Минагрополитики), правительство еще не удосужилось принять соответствующее постановление. Вся беда в том, что подобной мерой стабилизировать ситуацию на рынке не получится. Единственное, чего добьются сахарозаводчики, — так это возможности уплачивать реальный, а не «дутый» НДС за проданную продукцию и избежания штрафных санкций. Но предприятия отрасли все равно будут нести убытки, поскольку, как было сказано ранее, себестоимость производства сахара нынче достигает 3100 грн./т. Да и лишний миллион тонн продукции никуда из страны не денется, поэтому задуманное «квотирование» ежемесячных продаж на внутреннем рынке можно расценивать как очередную фантазию чиновников. Как они будут контролировать этот процесс, если 40% урожая свеклы в прошлом году было переработано по давальческой схеме и полученный продукт принадлежит отнюдь не сахаропроизводителям. А это и есть примерно 1 млн. т сахара, который его владельцы могут реализовывать мелким оптом и в розницу на колхозных рынках по всей стране. Причем по ценам существенно ниже заводских. Так что и в дальнейшем производителям будет проблематично сбывать свой сахар.

    Как считают специалисты, один из возможных вариантов решения проблемы излишков сахара — включение этого объема в квоту «А» на следующий сезон 2007/08, что позволит не допустить повторного производственного рекорда, который еще больше усложнит положение в отрасли. То есть в этом году необходимо ограничить производство свеклы и сахара на определенном уровне, чтобы с учетом значительных переходящих запасов в стране имелось не более 2,1 млн. т сахара, то есть в объеме среднегодового потребления.

    Справка:
    Среднемесячное потребление сахара в стране (население, спецпотребители и промышленная переработка), по оценкам специалистов, в настоящее время составляет примерно 160–170 тыс. т. Население и спецпотребители съедают порядка 100 тыс. т, а остальной объем реализуется для последующего использования в перерабатывающей промышленности, включая все пищевые подотрасли (кондитерскую, спиртовую, молочную и т.д.). При этом ценообразование на сахар по данным направлениям на внутреннем рынке происходит по-разному, поскольку населению кроме заводского реализуется и так называемый давальческий сахар (то есть произведенный по давальческим схемам), принадлежащий сотням посреднических фирм и компаний, работающих сегодня на рынке. Сбивая оптовые цены, они не позволяют сахаропроизводителям выходить на рынок со своей продукцией, которая априори дороже «давалки». Используя это обстоятельство, посредники, не без помощи представителей розничной торговли, получают неплохие дивиденды, удерживая розничные цены на сахар в стране на достаточно высоком уровне.

    Александр Петриченко
    зампредседателя Национальной ассоциации сахаропроизводителей Украины «Укрцукор»
    — Главная причина, по которой производители сахара добиваются временной отмены минимальной цены, — уплата НДС с установленного правительством минимального уровня 2850 грн./т, хотя товар сегодня реализуется в оптовой торговле по ценам в диапазоне 2100–2400 грн./т. Причем при продаже ниже минимальной цены по действующему законодательству к субъекту хозяйствования могут быть применены штрафные санкции. Так что в результате нынешнего перепроизводства сахара его производители несут значительные убытки, и к тому же еще неизвестно, каким образом будет решаться проблема излишка продукта на рынке в 1 млн. т. Что делать с этим сахаром и куда его девать? Экспортировать — не представляется возможным. К примеру, Россия, которая еще несколько месяцев назад заявляла о намерении закупать сахар в Украине, ныне отмалчивается, поскольку на своем внутреннем рынке столкнулась с аналогичной проблемой: предложение значительно превышает спрос. К сожалению, история нас ничему не учит, и за один сезон до людей не доходит, что в результате перепроизводства мы снова можем потерять несколько десятков заводов.

    Олег Музыченко

    Инф. proapk

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.