Процесс консолидации в мировой металлургической отрасли может затронуть еще одну компанию, которая на протяжении последних лет считалась одним из наиболее ценных “призов” на североамериканском рынке стальной продукции, но до сих пор умудрялась сохранять независимость.
Речь идет об американской компании Ipsco, которая на прошлой неделе сообщила, что вступила в переговоры на предмет продажи.
Ipsco — один из крупнейших в Северной Америке производителей толстолистовой стали и нефтегазовых труб, в том числе большого диаметра. Эта продукция сейчас пользуется очень высоким спросом благодаря подъему цен на нефть и активизации региональной нефтегазовой отрасли. Мощности Ipsco по выплавке стали достигают 3,9 млн. тонн в год, в прошлом году объем производства готовой продукции составил 2,46 млн. тонн толстого листа и 1,23 млн. тонн труб, из них 266 тыс. тонн — большого диаметра.
Возможным покупателем Ipsco пресса называет российскую группу “Евраз”, в прошлом году уже проникшую на американский рынок благодаря приобретению местной компании Oregon Steel Mills за 2,3 млрд. долларов. Ipsco должна обойтись россиянам (или кому другому) гораздо дороже: по оценкам американских экспертов, ее стоимость может достигнуть 8,6 млрд. долларов. Поэтому некоторые аналитики сомневаются, что россиянам будет под силу такое приобретение. Кроме того, у них могут возникнуть проблемы с антимонопольными органами, так как объединенная компания в составе Ipsco и Oregon Steel Mills станет доминирующим оком на американских рынках труб большого диаметра и толстолистового штрипса.
Помимо “Евраза”, уже обозначившего свой интерес к Ipsco, специалисты называют и других претендентов — германскую компанию Salzgitter, бразильскую CSN, индийскую Jindal Steel. Но окончательного покупателя назовут американцы: благодаря одному хитрому положению в уставе руководство компании может блокировать любые попытки враждебного поглощения.
Другая российская компания — группа “Мечел” — считается одним из фаворитов в приватизационном конкурсе по продаже хорватского завода Zeljezara Split , единственного в стране производителя арматуры и сортового проката. Мощность этого предприятия составляет 200 тыс. тонн в год, но в настоящее время оно загружено едва на треть. Ранее “Мечел” уже потерпел неудачу в Хорватии: в 2003 году компания купила за символическую цену в 1 куну (менее 20 центов) трубный завод Zeljezara Sisak, но так и не смогла наладить его прибыльную работу и ликвидировала предприятие в конце 2004 года. Впрочем, теперь “Мечел” готов более ответственно отнестись к своему возможному приобретению и обещает направить на погашение долгов, модернизацию производства и пополнение оборотного капитала порядка 90 млн. долларов. Впрочем, российской группе нужно еще победить в тендере: на хорватский завод претендуют еще несколько европейских компаний и американская Commercial Metals Company, имеющая активы в Восточной Европе.
Наконец, Магнитогорский металлургический комбинат может вернуться к своему прошлогоднему проекту по приобретению Pakistan Steel. В 2006 году ММК в содружестве с саудовским и пакистанским партнерами даже победил на конкурсе, но сделка была разорвана под давлением пакистанской оппозиции, обвинившей правительство страны в том, что оно “продешевило”. Теперь предприятие, кажется, собираются снова выставить на продажу, но уже по “настоящей” цене. Представители ММК дали понять, что готовы еще раз попытать счастья в Пакистане.
Без возврата
Китайское правительство таки сделало то, чего от него ждали уже несколько месяцев, отменив возврат НДС для экспортеров стальной продукции. Право на получение 5 из 17% уплаченного налога получили только поставщики некоторых видов продукции высокого передела, в частности, холодного проката, содержащего более 0,25% углерода, нержавеющей и электротехнической стали.
По мнению экспертов, экспорт китайской готовой стальной продукции в итоге несколько снизится по сравнению с 14,13 млн. тонн в первом квартале, но этот спад будет несколько искусственным, так как в марте производители, опасаясь скорой отмены возврата НДС, гнали товар за границу с удвоенной энергией. Мартовский объем поставок проката достиг 5,4 млн. тонн, что на 1 млн. тонн больше, чем в январе и феврале. В целом же экспортные операции останутся выгодными для китайских металлургов, так как цены в США и Европе превышают уровень внутреннего рынка на 120-200 долларов за тонну.
Впрочем, ряд китайских компаний уже отреагировал на введение нового порядка повышением цен, составившим 40-50 долларов за тонну для горячекатаных рулонов. Эта продукция предлагается азиатским покупателям уже по 530-600 долларов за тонну FOB по сравнению с 490-530 долларов за тонну FOB в марте. Подъем затронул даже слябы, для которых внешнеторговый режим не изменился: экспортная пошлина в размере 10% не пересматривалась. Тем не менее, некоторые производители взвинтили цены до 550-560 долларов за тонну C&F Тайвань. В начале апреля аналогичная продукция котировалась по 505-515 долларов за тонну C&F.
Судя по всему, добиться желаемого роста цен на горячий прокат китайцам не удастся, поскольку компании из других стран Восточной Азии предлагают данную продукцию по 520-550 долларов за тонну FOB. Впрочем, не исключено, что тайванцы, корейцы и японцы поддержат китайскую инициативу. Одной из причин согласованного подъема цен в Азии может стать как раз дороговизна слябов: латиноамериканские компании продают их не дешевле 560-570 долларов за тонну C&F, а российские металлурги предлагают свои полуфабрикаты по 550 долларов за тонну FOB по майским контрактам и до 575 долларов за тонну FOB — по июньским.
Между тем, в Европе и США, на которые ориентируются как китайские экспортеры, так и металлургические комбинаты из стран СНГ, подъем цен на листовую сталь явно затормозился. Европейские компании, планировавшие во втором квартале увеличить стоимость своей продукции на 20-30 евро за тонну, ограничились максимум 10 евро за тонну. Потребители отказываются приобретать подорожавшую сталь, поэтому металлургам приходится ограничивать свои претензии суммами в 500-520 евро за тонну ex-works для горячекатаных рулонов и 590-620 евро за тонну — для холоднокатаных. Стоимость аналогичной продукции из-за пределов ЕС составляет на европейском рынке ровно столько же, но на условиях CIF.
Американские компании смогли повысить цены в апреле, доведя стоимость горячекатаных рулонов до 570-575 долларов за короткую тонну (907 кг) ex-works, а холоднокатаных — до 640-650 долларов за короткую тонну, но аналитики предупреждают, что нового подорожания в мае не будет. Спрос в США сократился, а металлолом начал падать в цене, лишая металлургов их основного оправдания для повышения стоимости своей продукции.
Вынужденно уменьшили аппетиты и турецкие поставщики арматуры. В Европе цены на нее по-прежнему велики, достигая 600 евро за тонну ex-works и 680-700 долларов за тонну CIF для импорта, но для ближневосточных покупателей туркам пришлось снизить цены до 620-630 долларов за тонну FOB по сравнению с 640-650 долларов за тонну FOB в первых числах апреля. В качестве основной причины снова указывается удешевление металлолома.
Обойдемся и без Индии?
Индийские власти так и не решили, что делать с введенными с 1 апреля экспортными пошлинами на железную руду, вызвавшими скандал на рынке и приведшими к объявлению бойкота со стороны Китая — крупнейшего покупателя этого сырья. В парламенте и правительстве рассматривались возможные варианты, но ни один из них не получил должной поддержки. Теперь вынесение вердикта перенесено на май, но, учитывая неповоротливость индийской государственной бюрократии, задержка может оказаться еще более значительной.
Между тем, стоимость индийской железной руды в Китае остается на прежнем уровне: около 103,5 долларов за тонну в крупнейших портах за концентрат с 63,5% железа и 92-93 доллара за тонну — за 62%-ный. Правда, как сообщают наблюдатели, закупки индийского сырья и в самом деле прекратились: потребители и трейдеры заключают договора с иными поставщиками, прежде всего из Бразилии и Австралии. Пока китайцам помогают сдерживать цены большие запасы руды в портах, оценивающиеся более чем в 50 млн. тонн.
За первый квартал 2007 года китайский импорт железной руды составил 100,2 млн. тонн, так что по итогам года общий объем может приблизиться к 400 млн. тонн — примерно на 70 млн. тонн больше, чем в 2006-м. Как считают специалисты, такой рост потребления может вызвать обострение дефицита на мировом рынке железной руды (особенно при условии сокращения индийского экспорта) и новый скачок цен. Однако уже в 2009-2010 годах, по мнению International Iron & Steel Institute (IISI), ценовой маятник качнется в обратную сторону, и цены на руду пойдут резко вниз. Свои доводы IISI подкрепляет длинным списком уже реализующихся и перспективных проектов в отрасли.
В частности, компания Rio Tinto, второй в мире производитель железной руды, заявила, что может пересмотреть свои планы расширения мощностей в сторону увеличения. Пока Rio Tinto собирается довести объем производства железной руды до 220 млн. тонн к 2009 году (в 2005 году было 156 млн. тонн), но, по словам председателя правления компании Пола Скиннера, в случае сохранения повышенного спроса на руду на мировом рынке эта цифра может быть значительно больше. Единственная проблема здесь заключается в пропускной способности транспортной инфраструктуры.
Цены на металлолом на мировом рыке продолжают понижаться. Турецкие компании уже покупают материал HMS №1 из ЕС по 348-352 долларов за тонну C&F, а А3 из Украины или России — по 340 долларов за тонну C&F. Возможно, в ближайшем будущем цены снова упадут, так как в Западной Европе лом подешевел по апрельским контрактам на 10-20 евро за тонну по сравнению с мартом.
Виталий ШИМКОВИЧ
Инф. "ukrrudprom">ukrrudprom
e-finance.com.ua