Украинские бизнесмены, особенно крупные, журналистов, мягко говоря, недолюбливают. "Поговоришь с вашим братом откровенно, а вы потом все сказанное переиначиваете на свой лад", - десятки раз доводилось слышать от предпринимателей и топ-менеджеров. Отдельные бизнесмены и вовсе, завидев свою фамилию в прессе, немедленно разражаются гневными заявлениями, а то и судебными исками.
И совершенно напрасно, уверяют Том Арнольд, Джон Ирл и Дэвид Норт из Университета Ричмонд (США). Экономисты проанализировали, как публикации в деловой прессе влияют на финансовые показатели компаний, засветившихся в СМИ. Из статей, вынесенных на обложки Forbes, Fortune и Business Week за 1983-2002 годы, ричмондцы выбрали материалы, посвященные корпорациям. Таких статей набралось 593, из них 549 - о компаниях, акции которых можно купить на бирже.
Исследователи не поленились прочитать все материалы, разбив их на три категории - позитивные, нейтральные и негативные. Заодно развеяв миф о злокозненности журналистов: из 549 статей 350 (или 63,7%) отнесены к категории "позитивных", "нейтральными" ричмондские финансисты посчитали 99 материалов, "негативных" оказалось лишь 100 (18,2%).
Можно возразить: позитивные и негативные статьи - чистой воды субъективизм. Но вот данные объективные - динамика котировок акций "обложечных» компаний. Оказывается, темпы роста бумаг компаний, о которых журналисты отозвались положительно, в течение двух лет после публикации замедляются - +37,63% против +111,07% за два года перед публикацией. И напротив, акции корпораций, угодивших в категорию "негативных", после упоминания в СМИ начинают расти как на дрожжах - +31,75% против +6,11%.
"Возможно, журналисты выбирают компании, которые находятся либо на пике, либо на дне. В таком случае за время, прошедшее с момента публикации, положение дел в "позитивных" компаниях, скорее всего, ухудшится, а неудачники, в свою очередь, начнут выздоравливать", - примерно так экономисты, похоже, сами несколько ошарашенные результатами, объясняют данный феномен.
Однако есть и еще более неожиданное наблюдение. Акции всех без исключения корпораций, упомянутых в СМИ, за следующие два года после публикации материалов росли гораздо быстрее рынка, то есть быстрее бумаг аналогичных компаний, не попавших на карандаш журналистам.
"Позитивные" компании опережают рынок на 11,48%, "негативные" - на 7,9%. Все логично: рассказ о компании в деловых СМИ привлекает внимание потенциальных инвесторов, до публикаций попросту не слыхавших ни о самой корпорации, ни о ее перспективах.
Инвесторов много - одни любят успешные компании, другие предпочитают рисковать, вкладывая в акции на дне котировок. А с ростом спроса растет и цена бумаг. Бесполезного пиара не бывает.
Инф. "finance">finance
e-finance.com.ua