Есть реальная цена для нефтетрейдеров
Цены на горюче-с чные материалы достигли летнего максимума. Его "планка" определена правительством на уровне 4,6 грн. за литр А-95 и 4 грн. за литр дизтоплива. Эти меры приняты для того, чтобы нефтетрейдеры, пользуясь мировой ситуацией и сезонным повышением спроса в связи с уборочной, не "объелись" прибылей. О том, что цены на бензин летом вырастут более чем на 7% по сравнению с маем, Минэкономики прогнозировало еще весной. Причиной этого ведомство Анатолия Кинаха называло возобновившийся с новой силой мировой рост цен на бензин, который в свою очередь вызван кризисом в Нигерии, дефицитом в США, а также повышением цен в Иране на 25% (вопреки заверениям правительства о сохранении статус-кво).
Объективных причин для тревоги в Украине сейчас нет. По информации пресс-службы Минэкономики, в мае текущего года на украинских НПЗ будет переработано 1,3 млн. тонн нефти и газоконденсата и произведено 355 тыс. тонн бензина и 361 тыс. тонн дизельного топлива. Это значительно больше, чем в прошлом году. Впрочем, собственные нефтепродукты после либерализации импорта составляют лишь две трети предложения на рынке, треть завозится преимущественно из России, а также Беларуси, Литвы, Болгарии. Правда, в мае импорт российской нефти сократился (на 7,1%), а закупка украинской нефти немного возросла.
По состоянию на середину июня цены на бензин в Украине стабилизировались, но на довольно высоком уровне. А-95 фиксируется на отметке 4,57 грн./л. Что же касается дизтоплива, то оно подешевело до 3,67 грн./л. По Украине цены на дизтопливо установились также: максимальные — в Крыму (3,84 грн./л), Киевской (4,03 грн./л) и Донецкой (4,11 грн./л) областях; минимальные — в Черкасской (3,57 грн./л), Запорожской, Закарпатской, Харьковской и Полтавской (по 3,59 грн./л). На А-95 — в Крыму 4,67 грн./л, в Донецкой области 4,63 грн./л, Днепропетровской — 4,64 грн./л, Черкасской — 4,27 грн./л, Харьковской и Кировоградской — 4,25 грн./л. Понятно, что на момент выхода еженедельника из печати цифры могут несколько измениться.
Нам они важны для вывода: правительство выставило реальную ценовую планку для нефтетрейдеров, поэтому в убытке они не останутся. Хотя и взвинтить стоимость своего товара не смогут. По некоторым данным, крупнейшие торговцы не смогли поднять цены еще до введения ограничений, потому что по инициативе Виктора Януковича Минтопэнерго провело товарную интервенцию и снизило цены, в частности на дизельное топливо.
Сейчас, по информации шефа Минтопэнерго Юрия Бойко, в Украине не наблюдается дефицита светлых нефтепродуктов в запасах стабилизационного фонда. По состоянию на конец мая в резервах фонда находилось 85 тыс. т светлых нефтепродуктов, в июне планировалось переработать 150 тыс. т нефти для пополнения фонда. При этом общая потребность в нефтепродуктах в Украине составляет 16 млн. т в год, из них 5 млн. т бензина, 5 млн. т дизтоплива и 6 млн. т мазута.
Решение об ограничении цен приняла Экспертно-аналитическая группа по проработке вопросов функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности, предварительно договорившись с трейдерами. В обсуждении, приведшем к компромиссу, принимал самое активное участие вице-премьер-министр Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса Андрей Клюев.
В сухом остатке — уговор до конца текущего квартала и в начале следующего держать литр бензина марки А-95 на уровне 4,6 грн., а литр дизельного топлива — 4 грн. При этом секретариат экспертно-аналитической группы, по поручению Клюева, продлит подготовку ежедекадных бюллетеней с балансами ресурсов нефтепродуктов и цен на основные виды бензинов и дизельное топливо. А также будет предоставлять членам группы соответствующую информацию с целью предупреждения негативных тенденций на рынке нефтепродуктов.
По мнению экспертов, ценовая предсказуемость положительно отразится на настроении аграриев во время уборочной. Кроме того, лето — пора отпусков, и многие украинцы будут пользоваться личным или общественным автотранспортом. Таким образом, спрос на бензин будет расти, а по рыночным законам это могло привести к необоснованному и спекулятивному повышению цен. Теперь есть основания надеяться, что цены на проезд не вырастут. Разве что в такси: таксисты обещали изменить тарифы еще весной.
Алина Якименко
Инф. "versii">versii
e-finance.com.ua