Правила ы в «автогражданку» изменятся. Как? Пока неизвестно
Со вчерашнего дня страхование гражданской ответственности владельцев автомобилей в Украине должно было стать обязательным, а водителей, которые не приобрели соответствующих документов, должны были штрафовать... Однако накануне дату введения соответствующих наказаний почему-то перенесли. Теперь за отсутствие страховки обещают штрафовать после Нового 2008 года. Хотя сначала санкции должны были действовать еще с марта 2007-го...
Так кому же это выгодно? Страховщиков в этом не стоит и подозревать, потому что штрафы в данном случае работали бы именно на них: водители охотнее бы их покупали (приблизительная стоимость сертификатов, по информации страховщиков, 200—300 гривен). Что же касается гаишников, то хоть для них это и лишняя работа, заподозрить их в лоббировании этой отсрочки довольно трудно.
Тем временем, как утверждает начальник отдела профилактики управления ГАИ г. Киева Евгений Кравец, 25% водителей уже приобрели полисы так называемой автогражданки. И что им теперь делать, если они «застраховались» только из-за обещанного штрафования? Коммерческий директор страховой компании «Универсальная» Ирина Штих на пресс-конференции по этому вопросу, советуя не разрывать договор со страховыми компаниями, неохотно констатирует, что те, кто купил полисы, «уже и так в чем-то проиграли». Как отметила Штих, компании в этой ситуации все равно не останутся в минусе. При этом она опровергает даже само существование прямых прибылей от страхования. «Как на Западе, так и в Украине прибыль именно в страховании — это, на самом деле, убытки. А настоящие прибыли страховые компании получают от инвестирования своих активов...», — указывает она.
Но президент экспертной компании «Укравтоэкспорт-Холдинг» Олег Голубенко уверен, что именно данный вид страхования является «локомотивом» других видов, то есть он страховым компаниям должен быть выгоден. Ведь это, на его взгляд, в первую очередь формирует страховую культуру общества... «Гражданин ЕС не сядет за руль незастрахованного авто!» — рекламирует страховую культуру Европы Голубенко.
О необходимости повышать уровень страховой культуры говорила и Штих, утверждая, что ради этого страховые компании и проводят агитационную работу. Но судя по тому, что сегодня застраховались только 25% водителей, большого доверия к страховщикам в обществе нет...
А тем временем, поскольку в Украине автомобилей становится все больше, то и количество ДТП растет. Причем, как свидетельствуют гаишники, еще более высокими темпами. Например, на трассе Киев—Одесса, которую министр транспорта и связи Николай Рудьковский недавно называл образцовой для всей Украины и очень безопасной, ежедневно происходят серьезные ДТП, погибают люди. «Вообще же по Украине ежедневно погибает до 20 человек...», — сообщает неутешительную статистику Голубенко. А на некоторых отрезках дорог, не без оснований считающихся аварийно опасными, появляются настоящие мемориалы в память о погибших...
Работники ГАИ утверждают, что во всех ДТП виноваты исключительно водители — потому что не придерживаются правил дорожного движения. «В Германии погибших в ДТП на 20% меньше, чем у нас», — снова ставит в пример Европу Голубенко. Но там и штрафы солиднее... «А у нас же средний штраф — восемь гривен, максимальный — шестнадцать. И только четверть протоколов реализуют. Но нам протоколы стоят дороже штрафов!» — сокрушается Кравец. По его словам, ситуацию на дорогах можно исправить только путем строгих штрафных санкций и агитации. «А пока что сотрудники ГАИ — обычные статисты на дорогах...», — вздыхает гаишник. Но можно ли заподозрить его в том, что дополнительное основание для штрафов, которое появится с нового года, его вдохновляет? Более того, Кравец утверждает, что кроме талона о техосмотре на стекле авто не должно быть ничего. «Относительно стикеров в законе ничего не прописано!» — замечает он, утверждая, что работники ГАИ имеют право останавливать авто и проверять наличие полиса только при нарушении правил или при ДТП, а также при регистрации авто и прохождении техосмотра.
Поэтому и мы не можем посоветовать водителям, клеить ли им этот стикер на лобовое стекло. Неизвестно также, какой штраф будут платить они за отсутствие страховки... Кто знает, может, «судный день» для незастрахованных автомобилистов снова перенесут?
Алексей САВИЦКИЙ
Инф. "day">day
e-finance.com.ua