Украина может передать нефтепровод Одесса - Броды в управление международной компании, которая загрузит его нефтью и обеспечит ее сбыт. Об этом сказал министр иностранных дел Украины Арсений Яценюк на заседании совета руководителей иностранных дипломатических представительств. "Поиск нефти для нефтепровода не является задачей государства. Даже если гипотетически мы найдем нефть, нам необходимо будет решить, кому ее продавать. Это не дело государства", - заявил Яценюк. То есть государство попытается дистанцироваться от прямого вмешательства в рынок, хотя и не украинскому бизнесу планирует уступить место, пишет сегодня еженедельник "Новое русское слово" (Европа-СНГ).
По мнению министра, нужно ориентироваться на международных операторов, например компанию Shell. Участники рынка считают, что, если предложения Яценюка будут реализованы, это действительно позволит загрузить нефтепровод. "Сегодня при тех тарифах на транспортировку, которые установлены НКРЭ, нефтепровод Одесса - Броды загружать нефтью в прямом направлении экономически невыгодно, - заявили в пресс-службе ЛУКОЙЛа изданию "Коммерсант-Украина". - Но если он будет управляться международным консорциумом нефтяных компаний, возможно, им действительно выгодно будет транспортировать по нему нефть. Поскольку арендовать трубопровод всегда дешевле, чем платить за прокачку".
По мнению гендиректора ОАО "Галичина" Александра Лазорко, претендовать на трубопровод могут и компании, добывающие нефть на Каспии (Chevron/Texaco, ENI, Total/Fina, ЛУКОЙЛ), и прокачивающая нефть в реверсном режиме ТНК-ВР.
В пресс-службе НАК "Нефтегаз Украины" (управляет "Укртранснафтой", которой принадлежит нефтепровод Одесса - Броды) заявили: "Нужно рассматривать все варианты развития наших транзитных мощностей, с тем чтобы получить как можно большую выгоду для экономики Украины". Но реальный переход от инициатив к их реализации, по мнению компании, возможен "только в случае принятия решения Кабмином и изменения законодательства Украины". Дело в том, что в феврале был принят закон, запрещающий компаниям, управляющим магистральными трубопроводами, передавать их в управление, концессию или аренду третьим лицам.
Что подвигло главу МИД Украины сделать заявление, которое пока плохо коррелируется с законодательством страны? Не исключено, что новые европейско-украинские установки на тесное партнерство. В начале сентября президент Еврокомиссии Жозе-Мануэль Баррозу сказал, что сотрудничество Евросоюза с Украиной и Азербайджаном в энергетической сфере - образцовый пример для других стран. В Европе, по всей вероятности, довольны успехами нефтепровода Одесса - Броды.
Во-первых, тем, что он построен - в отличие от других альтернативных российских транспортных магистралей, строительство которых еще и не стартовало (турецкий, румынский, болгарский и российский). Во-вторых, путь по украинскому трубопроводу, который планируется как продолжение одного из двух основных проектов транспортировки каспийской нефти, почти вдвое короче, чем по маршруту через Джейхан и Босфор в Европу. Если гнать нефть через украинский провод, то перекачка тысячи тонн нефти обойдется примерно в 20,4 долл., а через Джейхан и Босфор - на 8,5 долл. дороже.
Так что Одесса - Броды оказался очень даже конкурентоспособным проводом - только за часть этого года через него прокачали шесть миллионов тонн нефти. Понятно, украинские власти срочно ловят момент. Правда, пока неизвестно, на каких именно условиях они его ловят и что от всего этого получит в итоге госбюджет.
Оксана Лианова, "НРС" (Европа-СНГ), специально для MIGnews
Инф. "mignews">mignews
e-finance.com.ua