Американскую экономику спасло от краха, по своей силе сопоставимого с кризисом ипотечного кредитования, руководство General Motors Corp, сумевшее прекратить забастовку рабочих на своих предприятиях.
Более того, эксперты отмечают, что соглашение между автоконцерном и профсоюзом United Auto Workers (UAW), благодаря которому сотрудники автогиганта вернулись на свои рабочие места, в дальнейшем станет действенной моделью решения такого рода споров. Ведь не за горами переговоры UAW с Ford Motor Co и Chrysler LLC, передает РБК.
Также следует добавить, что в условиях жесткой конкуренции любые "свободные" деньги для автопроизводителей – это великолепная возможность запустить производство новых моделей машин, а также шанс поддержать ту или иную отрасль уже существующего производства. А потому сделка между UAW и GM, в результате которой руководству последней удалось сократить огромные затраты концерна на медицинское обслуживание рабочих, представляется хорошим шансом для Ford и Chrysler добиться для себя схожих подвижек от профсоюза и в результате выгодно вложить высвободившиеся миллионы.
По условиям сделки в результате достигнутых договоренностей будет создан независимый управляемый профсоюзом фонд по выплате медицинской страховки, которую должен оплачивать работодатель. "По моему мнению, эта сделка является выгодной для обеих сторон", - отметил главный референт по инвестициям Solaris Asset Management (Нью-Йорк) Тим Гриски. "Эта ситуация создавала GM и другим автопроизводителям огромное количество проблем. Сейчас же все надеются, что ее разрешение приведет к значительному улучшению состояния национальной автоиндустрии", - добавил он.
Но, помимо этого, важность сделки обусловлена и другими причинами. "Это, вероятно, первый случай в истории, когда автоконцерну удалось добиться действительно чего-то значительного в результате переговоров с профсоюзом", - отметил главный аналитик по североамериканскому авторынку Global Insight Джон Волконович. По его прогнозам, это соглашение позволит концерну избежать высоких затрат на гарантии по медицинскому обслуживанию рабочих и в дальнейшей перспективе сократить почти вдвое разницу в расходах с японскими конкурентами (такими как Toyota Motor Corp.), которая сейчас не в пользу GM.
Вскоре после известия о прекращении забастовки котировки акций General Motors выросли на 5%, что положительно сказалось на росте индекса Dow Jones, который поднялся больше чем на 80 пунктов (около 0,6%). Инвесторы Уолл-Стрит тоже разделяют радость большинства аналитиков относительно совершенной сделки. По их мнению, затяжная забастовка рабочих этой компании могла бы нанести существенный урон американской экономике. Например, по оценкам одного из экспертов инвестиционного банка Merrill Lynch, месячная забастовка могла бы привести к снижению темпов роста американской экономики почти на 1% в IV квартале (как это случилось во время последней забастовки рабочих этой компании в 1970 году).
Правда, здесь стоит особо оговориться, что эта сделка является пока лишь первым шагом GM для возврата на прежние лидирующие позиции на авторынке. По мнению большинства аналитиков, компании прежде всего необходимо выпускать продукцию, пользующуюся спросом у потребителей; кроме того, компании необходимо также уравнять свои затраты с японскими автоконцернами, чтобы быть более конкурентоспособной на мировом рынке.
Однако далеко не все эксперты делают положительные прогнозы. Так, по мнению профессора бизнес-школы Университета Мэриленд Питера Мориси, эта сделка не поможет сократить реальные расходы GM, включающие зарплаты на производстве и огромный штат, что, несомненно, существенно снижает прибыли концерна. "До заключения сделки эта компания была очень неконкурентоспособной. После нее она стала просто неконкурентоспособной", - добавил П.Морисс. Правда, он отметил, что это соглашение может привести к значительному ослаблению американских конкурентов GM, но это будет зависеть от результата переговоров между ними и UAW.
Напомним, что вышеописанный компромисс прекратил общенациональную забастовку работников GM, длившуюся в течение двух дней и ставшую первой для компании с 1998г. Забастовка стала итогом неудавшихся переговоров между руководством компании и ее сотрудниками относительно заключения нового трудового договора взамен старого контракта, срок которого истек 14 сентября 2007 года.
Инф. "dn">dn