Согласно проведенному Конгрессом исследованию, результаты которого должны быть обнародованы в понедельник, в 2006 году США сохранили свою позицию основного поставщика оружия в развивающиеся страны. Второе и третье места заняли Россия и Великобритания. Основными покупателями были Пакистан, Индия и Саудовская Аравия.
Как сообщает издание "The New York Times", на мировом рынке вооружений, объем которого в 2006 году подобрался к отметке $28,8 млрд., существует ожесточенная конкуренция. Страны-производители стараются увеличить прибыли, при этом используя поставки вооружений как средство распространения своего политического влияния на развивающиеся страны.
По сравнению с 2005 годом, когда совокупная цена сделок составила $31,8 млрд., продажи немного снизились. Этот тренд объясняется растущими ценами на нефть, из-за которых многие развивающиеся страны (за исключением тех, которые сами добывают нефть) были вынуждены отказаться от покупки новых вооружений в пользу переоборудования уже имеющейся техники.
Доклад на тему "Продажа обычных вооружений развивающимся странам" был подготовлен негосударственной организацией "Congressional Research Service", которая является подразделением Библиотеки Конгресса. В этом документе приводится ряд интересных наблюдений, увязывающих торговлю оружием с мировой политикой. Например, в последние годы Россия является основным поставщиком оружия в Иран - речь идет, в частности, о заключенном в 2005 году контракте на поставку ракет "земля-воздух" на сумму $700 млн.
Однако опасения по поводу ядерной программы Ирана, как предполагается, удержали Москву от подписания новых крупных контрактов на поставку обычных вооружений Ирану в 2006 году. Эти контракты на фоне ведущейся в Совбезе дискуссии о наложении на Иран новых санкций могли быть восприняты как чересчур провокационные.
Вместе с тем Россия продолжает лелеять другие чрезвычайно неприятные для администрации Буша торговые отношения, подписывая договоры на поставку оружия с богатой нефтью Венесуэлой, во главе которой стоит Уго Чавес с его антиамериканскими настроениями. В 2006 году Россия и Венесуэла среди прочего договорились о поставке 24 истребителей "Су-30", стоимость которых оценивается более чем в $1 млрд., а также военно-транспортных вертолетов на сумму, превышающую 700 млн долларов.
Кроме того, Россия продала Венесуэле большое количество автоматов типа "АК". Также было достигнуто соглашение о постройке в Венесуэле завода по производству этого оружия и патронов к нему. Совокупная стоимость сделки оценивается более чем в $500 млн.
"Популистский президент Венесуэлы Уго Чавес в последние годы проводит враждебную по отношению к США политику, - пишет Ричард Гриммет, специалист по национальной безопасности из "Congressional Research Service". - Следовательно, недавнее решение Венесуэлы о закупке современного вооружения в России должно насторожить американские власти... Похоже, Чавес стремится к тому, чтобы превратить Венесуэлу в значительную военную силу в Латинской Америке". Кроме того, из доклада следует, что некоторые из стран, закупающих у США оружие, подвергаются официальной критике за недостаточную демократичность и нарушение прав человека.
Обнародованные в прошлом году новые крупные соглашения о поставке американского оружия Пакистану стали причиной возобновления разговоров о том, что администрация Буша пренебрегает своим почином по распространению демократии по всему миру, предпочитая ему активизацию контртеррористических мер.
В 2006 году Пакистан стал основным покупателем американского оружия. Речь идет о поставках 36 новых истребителей "F-16C" и "F-16D" на сумму $1,4 млрд/, а также ракет и бомб на $640 млн. Контракт включал в себя пакет соглашений о модернизации более старых версий этого истребителя на сумму $890 млн.
Согласно предоставленному Госдепом обзору ситуации в сфере прав человека за 2006 год, в процессе демократизации Пакистана и распространения там прав человека есть ряд недочетов. Однако администрация Буша настаивает на том, что необходимо и впредь оказывать обладающему ядерным потенциалом Пакистану помощь в борьбе с терроризмом, поскольку, например, лидеры "Аль-Каиды" и "Талибана" концентрирую силы в пограничной с Афганистаном северо-западной провинции этой страны.
Согласно исследованию, в 2006 году США поставили развивающимся странам оружия на $10,3 млрд., что составляет 36,8% от мирового объема таких продаж. На втором месте стоит Россия ($8,1 млрд. - 28,1%), на третьем - Великобритания ($3,1 млрд. или 10,8%). В 2006 году Пакистан потратил на покупку вооружений 5,1 млрд. долларов. За ним следуют Индия - $3,5 млрд. и Саудовская Аравия - $3,2 млрд. Общая сумма средств, потраченных развивающимися и развитыми странами на покупку вооружений, составила в 2006 году $40,3 млрд., что почти на 13% меньше, чем в 2005 году.
В совмещенном рейтинге крупнейших продавцов оружия среди развивающихся и развитых стран очередность осталась той же. Всех опережают США с $16,9 млрд. затем идет Россия с $8,7 млрд. и Великобритания с $3,1 млрд. Совокупный доход трех стран-лидеров от продажи оружия в 2006 году превысил таковой за 2005 год.
Интересную позицию на рынке вооружений занимает Китай: эта страна покупает современную военно-воздушную и военно-морскую технику у России, одновременно продавая более дешевое оружие развивающимся странам. С целью обеспечить единую базу для экономического анализа в своем исследовании Гриммет все цены приводил в долларах по курсу 2006 года, а в подсчетах сумм за прошлые годы вводил поправку на инфляцию.
Инф. " ">