За последние пять лет всего лишь 31 интернет-компания вышла на биржу. Хотя венчурные инвесторы заметно активизировались, но атмосфера сейчас не такая раскованная, как в конце 90-х.
Расцвет блогов, подкастинг, интернет-телефония, социальные сети — сейчас словно наступил золотой век интернета. Но по фондовому рынку этого совершенно не видно. Акции интернет-компаний, в основном, снижаются, а новые интернет-компании появляются на фондовом рынке очень редко, пишет USA Today.
Шесть лет назад, во времена бума доткомов, все было иначе. Тогда инвесторы покупали акции интернет-компаний из расчета, что в будущем они могут выпустить продукт и принести деньги. Так и надувался пресловутый «пузырь» доткомов. Сейчас инвесторы в большинстве случаев требуют наличия реального продукта, реальных прибылей. Случаи финансирования стартапов на самой ранней стадии все-таки встречаются редко.
Акции интернет-компаний сейчас совсем не так привлекательны для инвестиций. Например, фондовый индекс USA Today Internet 50, который включает акции 50-ти ведущих интернет-компаний, вырос всего на 1% за 2005 г. Это даже ниже, чем рост всего технологического индекса Nasdaq (1,4%). В новом году тенденция продолжилась: интернет-компании показали рост 1,8%, а Nasdaq — 4,8%.
И дело даже не в отсутствии прибылей. 48 из 50 компаний в индексе Internet 50, которые вышли на рынок в 2000 г., увеличили свою совокупную прибыль более чем в четыре раза с тех пор. Компания Google в то время была еще частной, так что ее рост здесь не учитывается.
На самом деле Google является чуть ли не единственной причиной, по которой акции интернет-компаний не считаются убыточными. Если бы не рост Google на 115%, то индекс Internet 50 закончил бы год с отрицательным показателем -8,2%. Например, акции eBay за прошлый год снизились на 26%. Многие другие интернет-компании до сих пор не достигли рубежа стоимости 2000 г., хотя они построили серьезный бизнес и стали зарабатывать гораздо больше.
После 2000 г. только 31 компания провела IPO на амерниканской фондовой бирже. Это на 393 меньше, чем в период 1990-2000 гг. Сейчас многие компании предпочитают оставаться частными.
Снижение интереса к интернету после бума доткомов сыграло на руку интернет-гигантам, таким как Yahoo, eBay и Google. Они смогли расширить свой бизнес, недорого скупая более мелких конкурентов. Например, компания Google в прошлом году купила четыре фирмы, каждая из которых в 2000 г. теоретически могла самостоятельно провести IPO. Но сейчас не то время.
Сейчас на рынок выходят только самые сильные компании, которые чувствуют себя уверенно и уже стали прибыльными. Например, цветочный магазин Provide Commerce выпустил акции в декабре 2003 г., когда компания уже была прибыльной. С тех пор акции выросли на 141%. Ювелирный интернет-магазин Blue Nile приносил прибыль с 2002 г., его акции выросли на 32% с момента выхода на биржу в мае 2004 г.
Выход каждой интернет-компании на биржу сейчас — это примечательное событие. Последнее такое событие было во вторник, когда IPO провела компания IncrediMail. За два дня торгов ее акции выросли на 15%. По мнению экспертов, в ближайшие два года можно ожидать выхода на биржу целого ряда новых интернет-компаний.
Инф. e-commerce
e-finance.com.ua