Вот что сдерживает развитие бизнеса
Украина заняла 139-e место среди 178 стран мира в глобальном рейтинге простоты ведения бизнеса, который на днях обнародовали Мировой банк (МБ) и Международная финансовая корпорация (МФК). Рядом в рейтинге Узбекистан, Боливия, Судан, Зимбабве... Что и говорить, «хорошее» соседство для страны, стремящейся к европейскому признанию. Для сравнения: большинство стран постсоветского пространства находится уже в первой полусотне.
Главными критериями при рейтингировании послужили количество потраченного времени и стоимость соблюдения требований государства относительно оформления нового предприятия и его деятельности, ведения внешнеторговых операций, налогообложения и закрытия предприятий. Самые низкие показатели Украина получила в двух категориях: налогообложение и получение лицензий.
О лицензионных огрехах на примере строительного сектора рассказала руководитель операций МФК в Украине Елена Волошина: «У нас формально 28 процедур, а документов может быть и больше, и для получения нужно 429 дней. Это довольно шокирующий показатель. Я вообще удивляюсь, как у нас может наблюдаться строительный бум при таком показателе». Только для строительства одной гостиницы в городе Киеве нужно было собрать более 600 подписей. Поэтому руководитель украинской службы МФК советует искать причины нехватки инвестиций именно в упомянутых «прозрачных процедурах».
Поддерживает такие экспертные взгляды и Президент Украины Виктор Ющенко. На недавней встрече с представителями малого и среднего бизнеса он назвал разрешительную процедуру слишком «бюрократизированной и обременительной» и высказался за то, что разрешения должны выдаваться только для опасных для жизни человека видов деятельности. Для остальных же их нужно либо отменить, либо ограничиться информированием о начале работы таких предприятий.
Однако, как свидетельствует практика, одних слов мало. Сегодня у каждого украинского бизнесмена от слова «лицензия» возникает горький привкус и негативные воспоминания. Слишком много дублирующих согласований, неэффективный механизм «единственного окна» и практически отсутствующий принцип «молчаливого согласия» привели к тому, что Украина оказалась в десятке худших по этому показателю стран.
Но главный негатив, как показывает рейтинг, в нашей стране создается очень обременительной налоговой системой, занявшей в данном рейтинге «почетное» 177 место. С одной стороны, налоговые ставки в Украине как будто и не плохие. Так в чем же проблема? «В результате подсчета всех 99 платежей, относящихся к сфере налогообложения, получается, что ставка, которую выплачивает бизнес, на самом деле намного больше той, о которой идет речь в законодательстве. По подсчетам экспертов она сегодня составляет 57,3%», — указывает Волошина и называет потерянными финансовыми возможностями бизнес- расходы на процедуры подсчета, заполнения и оформления документации при уплате налогов. Кроме того, годовые расходы времени на бумажную налоговую волокиту (2086 часов!) тоже не делают чести такой системе.
Лучше ситуация с выполнением контрактов и получением кредитов. Но это не спасает ситуацию. Аналитики Мирового банка и МФК для поддержки конкурентоспособности Украины рекомендуют нашему новому правительству стать на путь реформ. На их взгляд, он должен предусматривать как можно более быстрое принятие Налогового кодекса (кстати, в среду он был одобрен Кабмином), законов об акционерных обществах и разрешительной системе, а также о реформировании системы технических правил.
Представители международных финансовых организаций говорили также о своих планах финансовой помощи Украине на 2008 год. Так, по словам главного экономиста представительства МБ в Украине Мартина Райзера, уже до конца года совет директоров банка может утвердить стратегию партнерства с Украиной на 2008—2011 годы. Этот документ предусматривает ежегодные финансовые вложения в размере до одного миллиарда долларов. Из них $300—400 миллионов составят ссуды на стратегию развития, остальное будет поступать в виде инвестиционных кредитов. Финансовые приоритеты, на взгляд Райзера, будут связаны с проектами, касающимися развития инфраструктуры и усовершенствования системы управления государственными финансами.
Говоря о вкладе МФК, Волошина сообщила, что все будет зависеть от спроса на финансовые ресурсы. «Что касается банковского сектора — будем смотреть на то, что можем сделать с точки зрения долгих кредитов, то есть долгосрочное финансирование, которое бы позволило банкам эффективнее управлять своими активами и пассивами и финансировать ипотеку. Мы также будем рассматривать возможность предоставления гривневого финансирования», — добавляет она. Будем обращать внимание на предприятия по производству продуктов питания и инфраструктурные проекты.
Наталья БИЛОУСОВА
Инф. "day">day
e-finance.com.ua