Европейские нефтяники и потребители прогнозируют возникновение в ближайшее время серьезного дефицита дизельного топлива. Его дефицит к 2020 году вырастет более чем в 3,5 раза. По данным аналитического агентства Wood McKenzie, если в 2006 году он составлял 17 млн тонн, то к 2015 году при сохранении тенденций вырастет до 55 млн тонн, а к 2020 году - до 60 млн тонн.
Причина кроется в значительном росте спроса на этот вид топлива. "Сейчас 30% европейского автопарка занимают автомобили с дизельным двигателем", - цитирует издание главу Hellenic Petroleum Паноса Кавулакоса.
Преодолеть дефицит, как надеются европейцы, им поможет Россия, являющаяся в настоящее время основным поставщиком дизтоплива в Европу (объем экспорта из России сейчас составляет примерно 25 млн тонн). К 2030 году, ожидается, что этот объем удвоится, сообщила газете секретарь Европейской ассоциации нефтяной промышленности (Europia) Изабель Мюллер. Вместе с тем она посетовала, что лишь 15% поставляемого Россией в Европу дизтоплива соответствует стандартам "Евро-4", остальные же объемы направляются на дополнительную переработку на европейских заводах.
По мнению аналитиков, ответом на проблему европейского дефицита дизтоплива было бы создание новых гидрокрекинговых мощностей. Как отмечают нефтяники, сегодня лишь 12 из 26 российских НПЗ располагают крекинговыми мощностями. Однако, учитывая столь выгодную конъюнктуре рынка, эксперты не сомневаются, что российские компании модернизируют НПЗ. Так, например, о своих планах по строительству нового НПЗ уже заявил "Сургутнефтегаз". Правда, как уточнили в компании, появится он не ранее 2009 года, передает РБК.
В то же время аналитик Альфа-банка Андрей Федоров считает, что Россия лишь частично сможет покрыть дефицит дизеля в Европе. "Сейчас это не ключевой вид горючего в стране, но в будущем прогнозируется значительный рост собственного потребления не только бензина, но и дизтоплива, - поясняет аналитик. - Тогда производители предпочтут поставлять на внутренний рынок, а не экспортировать. К тому же не все российские заводы дотягивают по качеству производимого топлива до европейских стандартов".
Он также отметил, что компаниям невыгодно переориентировать производство на увеличение дизельной составляющей: на заводах действует давно устоявшаяся схема производства и сырьевых поставок с определенным качеством нефти. Общее увеличение выпуска всех видов топлива без глубокой модернизации приведет к появлению большого количества мазута, на который нет спроса.
Инф. "dn">dn