/С продолжением/
Колонка , автор Нил Липшуц
НЬЮ-ЙОРК, 28 ноября Замечательные высказывания всегда достойны повторения:
"В настоящее время в США, как и во многих других странах, настроения инвесторов могут улучшиться, как только какое-либо официальное заявление по вопросам экономики окажется слишком пессимистичным".
Это - часть достаточно зловещего комментария бывшего министра финансов США Лоуренса Саммерса в номере Financial Times за понедельник.
С этим утверждением трудно спорить, но некоторые могут счесть более спорным общее мнение Саммерса, согласно которому положение в экономике и финансовой системе США сейчас настолько плохи, что срочно необходимы и стимулирующие, и структурные меры.
Примечательна оценка Саммерсом последствий недостаточного государственного регулирования:
"Если политическое реагирование не станет более сильным, … появится риск того, что негативные эффекты будут ощущаться в течение оставшейся части этого десятилетия и позже".
Саммерс указывает на важность скоординированных действий Федеральной резервной системы США, регулирующих учреждений и избранных представителей власти. Он считает такие действия потенциально полезными для стабилизации экономического положения или, по меньшей мере, для того, чтобы сделать рецессию мягче и короче. Понять высказывания Саммерса помогает то, что он - активный член "Комитета за спасение мира".
Об этом комитете говорилось в журнале Time в 1999 году применительно к тогдашним председателю ФРС Алану Гринспену, министру финансов Роберту Рубину и Саммерсу, который был заместителем министра финансов. Казалось, они способны решить любой вопрос: от отказа России выплачивать долговые обязательства до проблем с фондом хеджирования Long-Term Capital Management.
Но не связана ли нынешняя проблемная ситуация, вызванная кризисом в секторе субстандартного кредитования, той денежно-кредитной и налогово-бюджетной политикой, отчаянно пытавшейся предотвратить рецессию? Разве предшествовавшая политика не была связана с перегибами во всем: от неразумных решений о предоставлении ипотечных кредитов до сокращения, даром что не полной отмены, рисковых премий на рынках облигаций?
Время ли сейчас снова начинать тот же политический цикл, вопреки изобилующим ныне инфляционным рискам, которые только усилятся при существенном смягчении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики?
Бесспорно, условия ухудшились, и опасения среди участников финансового рынка заметно усилились после последнего заседания Комитета по операциям на открытом рынке ФРС, которое состоялось в конце октября.
/Продолжение/
В конце октября автор этой колонки перечислил причины, по которым руководство ФРС не пожелает повторять осуществленное 31 октября снижение ключевой процентной ставки на 0,25 процентного пункта на следующем заседании, которое состоится 11 декабря. Теперь тот список, похоже, устарел.
Существенно возросла вероятность того, что 11 декабря принесет новое снижение ставок. Впрочем, некоторые представители руководства ФРС не будут склонны голосовать за смягчение денежно-кредитной политики, что отчасти обусловлено нестабильностью рынка. На рынке, тем временем, доходность казначейских облигаций США уже понизилась в связи с нежеланием рисковать.
Саммерс пишет, что руководству ФРС следует понимать, что уровни ключевой процентной ставки, "которые были нейтральными, когда финансовая система работала нормально, в настоящее время способствуют спаду".
Саммерс призывает к принятию мер, которые помогут поддерживать спрос в жилищном секторе и бороться с уменьшением доступности кредитов. Он также выступает за то, чтобы в определенный момент целенаправленно снизить налоги.
Одной из проблем, которые напрямую не обсуждаются в эссе Саммерса, но регулярно поднимаются в статьях о кредитном кризисе, является прозрачность.
Волатильность и нехватка ликвидности во многом обусловлена незнанием того, у кого возникают проблемы, насколько они серьезны и т.д. Ценообразование на малоликвидных рынках ценных бумаг само по себе является еще одним вопросом.
Может быть, существует некий нетрадиционный подход, используя который, регулирующие учреждения могут быстро решить частью этой задачи. Данная проблема, по-видимому, будет иметь меньше последствий в будущем, чем субсидирование ипотечного кредитования в огромных масштабах. Всем финансовым учреждениям, вовлеченным в мировые рынки, необходимо стремиться повысить прозрачность в том, что касается субстандартного кредитования.
Увеличение прозрачности поможет уменьшить неопределенность среди участников рынка по поводу других участников транзакций и обеспечить больше уверенности.
Как однажды сказал Гринспен /правда, в другом контексте/, инвесторы, сталкиваясь с неопределенностью, "уходят с рынка".
В настоящее время тем чиновникам, в чьей власти осуществить данные меры, пора определиться, согласны ли они с мрачной оценкой Саммерса.
/Конец/
"kf- /" " "> E-Finance e-finance.com.ua