• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • За растительным маслом и мукой — маргарин и печенье…
    2007-12-03 15:39:12

    Очень хорошо, что в условиях существенного роста цен, особенно на продовольственные товары, руководство Антимонопольного комитета не ограничивается почти не видимым для общества выполнением возложенных на него функций. А стремится доходчиво показать объективные и субъективные причины их роста и деятельность этого органа по ограничению повышения цен.

    Понятно, что возможности Антимонопольного комитета не безграничны. В статье А.Костусева основное внимание уделено анализу повышения цен на два важных продукта питания населения — растительное масло (рост цен за последние пять месяцев в общем индексе потребительских цен (ИПЦ) «всего» на 71,0%) и на хлебобулочную группу продуктов (на 9,4%). В потребительской корзине Госкомстата доля хлебобулочных продуктов составляет 5,03%, а растительного масла — 1,85%.

    Индекс роста цен на растительное масло, скорее всего, не вызывает сомнений. А по хлебобулочной группе индекс, возможно, занижен. И на этом следует остановиться подробнее.

    Основой для выпечки хлеба является мука. Так, розничные цены на пшеничную муку в ИПЦ за последние пять месяцев увеличились на 27,1%. Столь явное несоответствие ценовых изменений по муке и хлебобулочным изделиям может объясняться тем, что по хлебобулочным продуктам в индексе преимущественно отражается действительно относительно «скромный» рост цен на социальные сорта хлеба. Эти пару сортов хлеба выпекают крупные хлебозаводы. И изменение цен по ним в первую очередь попадает в поле зрения Антимонопольного комитета.

    Но по всем остальным видам хлебопродуктов повышение цен намного значительнее, и это вряд ли можно оспаривать. Помимо выпуска хлеба «несоциальных» сортов на крупных хлебозаводах, все большая часть хлебобулочных изделий, особенно в западных областях Украины, приходится на долю предпринимателей — физических лиц. Они неподконтрольны Анти­монопольному комитету и вряд ли могут рассчитывать на получение дешевой муки из Госрезерва.

    Похоже, что производство хлебных изделий предпринимателями — физическими лицами учесть действительно очень трудно, и оно не попадает в данные Госкомстата. По информации этого ведомства, производство хлебобулочных изделий в целом по Украине сократилось с 6,45 млн. тонн в 1990 году (а это 340 граммов в сутки на душу населения) в три раза — до 2,12 млн. тонн в 2006-м. Это уже 126 граммов в день на душу. А в семи западных областях Украины оно упало в 6,1 раза — с 435 до 76 граммов в день на душу(!). Тут можно заметить, что осенью—зимой 1941 года в блокадном Ленинграде минимальная норма отпуска хлеба составляла 120 граммов в день и «держалась» до повышения четыре месяца. Это к тому, что индекс роста цен по хлебу, скорее всего, оказывается у нас заниженным.

    Но наряду с продуктами питания, на которые выросли мировые цены, в Украине более чем ощутимо повысились цены почти на все овощи и фрукты. И в этом трудно подозревать какой-либо монопольный сговор. В октябре против декабря прошлого года цены на овощи (включая картофель) выросли на 22,9%, а на фрукты — на 38,3. Даже с учетом недооцененного обществом снижения цен на капусту в октябре на 20,1%, она остается на 64% дороже, чем в конце прошлого года, успев вырасти в цене за первые шесть месяцев года в 3,4 раза.

    Трудновато ожидать замедления роста цен в оставшиеся два месяца года. Так, подорожание растительного масла с лагом в два-три месяца неизбежно вызовет подорожание майонеза, маргариновых продуктов, подорожание муки — увеличение цен на макароны, мучные кондитерские изделия.

    Очевидно, что рост цен этого года по-разному отражается на материальном положении разных групп населения. Более бедные расходуют относительно больше денег на продукты питания, нежели более состоятельные. Причем в их продовольственной корзине как раз преобладают наиболее подорожавшие продукты. Нынешнее повышение цен в первую очередь затронет домохозяйства самостоятельно проживающих и неработающих пенсионеров. А это — 27,7% всех домохозяйств Украины. В 2006 году их расходы на продукты питания составляли 60,9% денежных потребительских расходов — по сравнению с 49,0% на эти цели в остальных группах населения. И номинальное повышение пенсий на протяжении года, особенно минимальных, не покроет возросшие расходы на питание, приведя к реальному снижению жизненного уровня пожилых людей. Это — серьезная общегосударственная проблема, которую нельзя не учитывать.

    В проблематике ценовых изменений в Украине нельзя не обратить внимания на несоответствие информационно-статистического обеспечения наблюдения за ценами остроте проблемы. Из общего контекста как-то совершенно выпадает информация Государственной инспекции по контролю за ценами, специально созданной несколько лет назад для мониторинга цен на основные продовольственные продукты, бензин и жилищно-коммунальные тарифы и подчиненной Минэкономики. Лишь изредка в СМИ, в том числе и в «Зеркале недели», приводятся упоминания о ее деятельности в регионах. Возможно, что Госинспекции следует помочь в разработке столь важной обобщенной информации об изменениях цен.

    Существенным недостатком является то, что в Украине нет разработок поэлементной структуры розничных цен на основные продовольственные продукты. В СССР такие разработки велись систематически. Несмотря на определенные трудности, они и в последние годы регулярно осуществляются в России. Так, в статистическом сборнике «Цены в России» приводится развернутая структура розничных цен по более чем 20 основным продуктам питания. Аналогичные разработки проводятся в США, многих европейских странах. Без этих базовых данных крайне сложно иметь объективное представление о влиянии отдельных элементов на изменение цен.

    Остается ряд вопросов, связанных с совершенствованием построения ИПЦ. Сейчас в Госком­стате совместно со Всемир­ным банком работают над определением направлений совершенствования нашей статистики. Учитывая остроту ценовых изменений, а также внимание к ним всех слоев населения и органов государственной власти, вполне логично было бы выделить этот блок вопросов в приоритетный и не сводить проблему лишь к совершенствованию расчетов ИПЦ.

    Андрей РЕВЕНКО (доктор экономических наук (Институт экономики и прогнозирования НАН Украины))

    Инф. "zn">zn

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.