Поисковые стартапы привлекают внимание венчурных капиталистов. В прошлом году было профинансировано 34 компании из этой области. Рынок поиска в интернете — плодородная почва для получения прибыли.
«Сейчас отличное время для того, чтобы основать поисковую компанию, хотя здесь большая конкуренция», — говорит Майкл Янг, сооснователь поисковика по товарам Become. Недавно он получил финансирование в размере $7,2 млн. Своему прошлому стартапу mySimon предприниматель Янг отдал два года жизни и продал его за $700 млн в 2000 г.
В поисковом секторе сейчас появляются самые разнообразные компании. Вдобавок к так называемым «вертикальным» поисковикам, которые работают в определенной тематической нише, появляются инновационные поисковые технологии для мобильных платформ, а также новые разработки в области поисковой рекламы.
Венчурные капиталисты заинтересованы. В 2005 г. финансирование получили 34 поисковых стартапа, что на 62% больше прошлогоднего (21). Объем финансирования более чем удвоился: с $80 млн до $192 млн. Это весьма впечатляющие цифры, особенно на фоне скромного роста объемов первичного венчурного финансирования в целом.
По данным PricewaterhouseCoopers, National Venture Capital Association и Thomson Venture Economics, в прошлом году 901 стартап из разных отраслей экономики получил первичное венчурное финансирование. Это всего лишь на 4,2% больше уровня 2004 г. Объем финансирования вырос на 15% и достиг $5,3 млрд.
«Сектор поиска в интернете сейчас очень горяч, особенно на фоне небольшого роста на рынке первичного финансирования в целом, — говорит Кирк Валден (Kirk Walden), директор отдела исследований венчурного рынка PricewaterhouseCoopers. — Этого достаточно, чтобы привлечь всеобщее внимание».
По мнению экспертов, поисковый сектор получил новый приток инвестиций благодаря повсеместному распространению широкополосного доступа в Сеть, а также благодаря проникновению интернета во все сферы жизни общества. При этом базовая бизнес-модель поисковой системы доказала свою жизнеспособность на примере Google и Yahoo.
Добавляют топлива в огонь оптимистичные прогнозы роста поискового рекламного рынка в интернете. Согласно недавно опубликованному отчету компании Piper Jaffray & Co, в 2006 г объем мирового рынка поисковой рекламы вырастет до $13,6 млрд, а через пять лет — до $33,6 млрд.
По мнению некоторых экспертов, поисковые стартапы вряд ли смогут составить конкуренцию «большой тройке» Google, Yahoo и MSN. Более интересны в качестве объекта инвестиций дополнительные продукты и сервисы для широкой «экосистемы», которую представляет из себя рынок поиска в интернете. Это могут быть, например, аналитические инструменты или технологии для управления поисковой рекламой. Например, среди получивших финансирование в 2005 г. стартапов — компания Adapt Technologies, которая оказывает услуги по размещению и управлению рекламными кампаниями на поисковиках, а также Medio Systems, которая создала поисковый движок для мобильных устройств.
Однако другие эксперты не согласны, что «большая тройка» недосягаема. Например, тот же Майкл Янг считает, что на рынке есть место для многих поисковых систем, каждая из которых может иметь свою специализацию. Он приводят в пример американский рынок кабельного ТВ, некогда монополизированный тремя кабельными гигантами, а сейчас на нем процветают десятки компаний.
Инф. e-commerce
e-finance.com.ua