/С продолжением/
Колонка , автор Майкл Дерби
НЬЮ-ЙОРК, 13 марта. Все более активные усилия Федеральной резервной системы /ФРС/ США, направленные на оказание поддержки американскому финансовому сектору и, следовательно, экономике в целом, ставят вопрос о том, как далеко может зайти денежно-кредитная политика.
Все дело в том, что ключевая процентная ставка ФРС уже находится на низком уровне, и в том, что центральный банк снижает ее очень быстрыми темпами. Учитывая ожидания дальнейшего снижения процентной ставки ФРС, руководство центрального банка может оказаться в ситуации, когда больше ничего не сможет предложить в рамках традиционной денежно-кредитной политики.
Экономисты и финансовое руководство называет эту ситуацию проблемой "нулевой границы", когда инфляция падает ниже номинальных процентных ставок, которые не могут опуститься ниже нуля. Но даже здесь у ФРС сохраняются варианты. Более того, с подобной проблемой ФРС уже сталкивалась. В 2002-2003 годах ФРС пришлось стимулировать экономический рост и одновременно пытаться избежать нежелательного и потенциального ослабления ценового давления, иначе говоря, дефляции.
К середине 2003 года ставка ФРС была снижена до 1%. В условиях, когда возможности дальнейшего снижения ставки были почти исчерпаны, экономисты и руководители центрального банка настойчиво пытались найти альтернативные способы стимулирования экономики. Начавшийся в конечном счете экономический рост в США избавил ФРС от необходимости прибегать к каким бы то ни было подобным мерам на тот момент.
Повторное возникновение проблемы "нулевой границы" обусловлено очень агрессивной кампанией по снижению процентной ставки ФРС, которая в настоящее время находится на уровне 3%. Ставка была снижена за короткое время, причем снижения были масштабными, поэтому возникла реальная угроза того, что ставка будет доведена до 1% или еще ниже. По прогнозам аналитиков Уолл-стрит, к концу года ФРС понизит ключевую ставку до 1,50%, а в Merrill Lynch ожидают снижения ставки до 1%.
Учитывая всю неопределенность, наблюдающуюся на рынке, "пока еще рано волноваться на эту тему", считает Стивен Стэнли, главный экономист RBS Greenwich. Тем не менее, действия ФРС, а также поведение рынков и экономики уже заставили наблюдателей задуматься об этом.
КАК РАСШИРИТЬ СПЕКТР ИМЕЮЩИХСЯ ИНСТРУМЕНТОВ
Процентная ставка на уровне 1% выглядит угрожающей, главным образом, потому, что ФРС очень не хотела снижать ее дальше несколько лет назад. В то время финансовые власти рассуждали о том, как можно более активно влиять на долгосрочные процентные ставки посредством покупки ценных бумаг, например, 10-летних казначейских облигаций США. Обсуждались и другие, более спорные, варианты, к примеру, покупка корпоративных облигаций или даже акций. В то же время идея о заранее оформленной денежно-кредитной политике в действительности была реализована в мягкой форме: ФРС давала понять, что ставка останется низкой в течение определенного времени.
/Продолжение/
Теперь эти варианты не обсуждаются. Вместо этого наблюдатели считают, что любые попытки стимулировать экономику нетрадиционными путями, вероятно, будут связаны с обеспечением ликвидности. Отчасти этот подход обусловлен тем, что текущие экономические проблемы в США во многом связаны с кризисом на рынке кредитования. Их решение поможет экономике набрать силу.
Дрю Мэтьюс, экономист из Lehman Brothers, говорит, что большая часть предпринятых ФРС инициатив пока не привела к появлению новой ликвидности в финансовой системе. По мнению Мэтьюса, ФРС может это изменить и начать использовать новые инструменты для наращивания ликвидности, которая поможет стимулировать экономический рост.
Во вторник ФРС предложила ведущим банкам способ, который теоретически должен позволить им использовать их текущие активы, обеспеченные ипотечными кредитами, а также долговыми обязательствами федеральных агентств в качестве обеспечения для приобретения в кредит казначейских облигаций США. Реакция финансового рынка была положительной, и фондовые индексы в США продемонстрировали самый масштабный дневной рост за последние пять лет.
Аналитики Wrightson ICAP считают, что ФРС может расширить свою программу аукционов по размещению дополнительных кредитов. В частности, ФРС может начать кредитовать небанковские финансовые институты, чего не делалось с 1930-х годов. Кроме того, ФРС может увеличить объем максимальной заявки в этих аукционах.
СТИМУЛ И РИТОРИКА
Некоторые также допускают, что ФРС может просто понадеяться на помощь федерального правительства. Руководство центрального банка обычно скептически относится к планам по налогово-бюджетному стимулированию экономики, так как чаще всего они недостаточно хорошо продуманы. Однако в настоящее время такой план был разработан и даже принят довольно быстро, хотя степень его эффективности еще предстоит узнать.
В Stone
E-Finance
e-finance.com.ua