БУЭНОС-АЙРЕС, 2 сентября -- Томас Хёниг, президент Федерального резервного банка Канзас-Сити, заявил в понедельник о существовании рисков как для денежно-кредитной политики, так и для поведения инвесторов, в случае если Федеральная резервная система США сделает помощь инвестиционным институтам в условиях кризиса частью своих постоянных более широких обязательств по поддержанию финансовой стабильности.
Сославшись на активную роль ФРС в организации поглощения инвестиционного банка Bear Stearns (BSC) - ФРС открыла для этого кредитную линию на 30 млрд долл, а также на обещание поддержки ипотечным агентствам Fannie Mae (FNM) и Freddie Mac (FRE), Хениг заявил, что эти действия выходят "далеко за пределы" первоначальных целей центрального банка.
"Уместной аналогией было бы сказать, что из-за нестабильности на рынках в последнее время мы оказались на другом берегу реки, совсем не там, где мы традиционно были", - сказал Хениг.
По его словам, если у участников рынка формируется ожидание такого вмешательства - это приводит к стимулированию "риска недобросовестности" (также известного, как "моральный риск") - ситуации, когда инвесторы, которые ожидают помощи, неадекватно оценивают риски, связанные со своими инвестиционными решениями.
В своем выступлении Хениг привлек внимание к крупнейшим в стране ипотечным агентствам Fannie Mae и Freddie Mac, которые были созданы при участии государства и которые особенно сильно пострадали за последний год из-за кризиса на ипотечном рынке. Существует высокая вероятность того, что правительство США окажет поддержку проблемным агентствам.
"Из-за этого возникает проблема недобросовестности, так как любая существенная финансовая помощь искажает равновесие на рынке и тем самым уменьшает рыночные стимулы, которые подталкивают институты и инвесторов к управлению рисками и более взвешенным решениям, - сказал Хениг. - Для того, чтобы увидеть последствия таких привилегий для рынка, стоит лишь взглянуть на Freddie Mac и Fannie Mae".
Эти два финансовых института являются частными, но были созданы решением Конгресса и поэтому с самого начала участники рынка предполагали существование государственной в случае кризиса. Более того, эти финансовые институты известны на рынке как спонсируемые государством предприятия /government-sponsored enterprises, GSEs/, а в цены их облигация всегда закладывался низкий, "квази-государственный" риск дефолта.
Такое отношение на рынке к этим финансовым институтам в последнее время лишь усиливается слухами о возможности многомиллиардных вливаний в их капитал со стороны Министерства финансов США и решением совета управляющих ФРС, который дал Федеральному резервному банку Нью-Йорка право на прямое кредитование этих организаций.
Отметив, что нетрадиционные шаги, предпринятые ФРС, стали поводом для разговоров о расширении постоянного мандата, Хениг предупредил, что такое расширения обязательств центрального банка делает более труднодостижимыми две другие макроэкономические цели ФРС. У ФРС есть две парные цели: поддержание максимальной занятости и ценовой стабильности.
"Как центральный банк может добиваться финансовой стабильности, одновременно сохраняя независимость, которая необходима для активной работы по выполнению других обязательств? - сказал Хениг. - В условиях финансового кризиса любой центральный банк будет вынужден предпринимать действия, которые являются фискальными по своей природе и которые оказывают прямое влияние на распределение кредитных ресурсов, так как помощь или ликвидность направляется в пользу определенных институтов, рынков или финансовых инструментов".
"Эти действия не могут не оказывать влияния на ожидания в связи с мерами такого же рода в будущем и формируют политическое давление /на центральный банк/, которое служит подтверждению этих ожиданий. В этих условиях центральный банк должен уделять особое внимание трудностям балансирования своих обязательств по обеспечению финансовой стабильности и ценовой стабильности, особенно когда у центрального банка нет формальной цели по поддержанию ценовой стабильности, как это имеет место быть в Соединенных Штатах".
-Автор Michael Casey, ; michael.j.casey@dowjones.com; 54-11-4590 2428
-Перевод ; 7 495 974 7664; dowjonesteam @ prime-tass.com.
/Конец/
Kalita-Finance e-finance.com.ua