В течение последних двух месяцев в Украине фактически не работает парламент. Правительство стало заложником ситуации политического противостояния и не реализует свои функции в полном объеме.
Резкий рост курса доллара в октябре 2008 г. привел к появлению на свет Постановления НБУ от 11.10.2008 № 319, которое ограничивало возможность граждан распоряжаться собственными деньгами в связи с запретом на досрочное снятие со счетов депозитных вкладов. Также было запрещено использовать дополнительное кредитование для рефинансирования невозвращенных кредитов. С одной стороны это поддержало финансовый сектор и снизило отток капиталов, с другой – привело к падению рейтинга доверия к банковской системе в целом со стороны населения, с третьей – сделало невозможным для бизнеса в условиях кризиса неплатежей использовать механизмы перекредитования и консолидации долгов.
Постановление НБУ «Про кризис в Украине» от 13.11.2008 № 384 стало, пожалуй, самым фантастическим за всю его историю. За октябрь фондовый рынок упал на 20 %, в стране начались массовые увольнения, гривня девальвировала – кризис набирал быстрые обороты, а п.1 этого постановления выглядел фактически следующим образом: «Считать, что кризиса в Украине не существует». А раз кризиса нет, то и зачем с ним бороться?
Несмотря на официальную позицию про «отсутствие кризиса», Постановлением НБУ от 04.11.2008 № 351, с 28.11.2008 в Украине был фактически ликвидирован валютный коридор, официальный курс доллара стал зависеть от результатов торгов на межбанке. В итоге девальвация гривни пошла ускоренными темпами. И это было только началом.
Последовавшее вслед за этим Постановление НБУ «Про отдельные вопросы деятельности банков» от 04.12.2008 № 413, несмотря на свое вполне нейтральное название, может произвести эффект разорвавшейся бомбы – оно отменяет Постановление № 319 и снимает ограничения на снятие депозитов. Также Постановлением НБУ обязал банки в десятидневный срок подать в Дирекцию по банковскому регулированию и наблюдению программы капитализации. В случае невозможности увеличить капитализацию от банков потребуют выполнить целый комплекс условий – начиная от переоценки залогового имущества и заканчивая уменьшением на 10% административных расходов и ограничения выплат бонусов и премий руководству банков. В первую очередь это ударит по мелким и средним банкам.
Спустя всего 2 дня, в субботу, 6 декабря, НБУ делает еще одно заявление, противоречащее предыдущему: мораторий на досрочное возвращение депозитов остается. Об этом говорится в письме НБУ руководителям коммерческих банков (№ 22- 310/946-17250). В письме уточняется, что НБУ обеспокоен тем, что в результате досрочных выплат депозитов ликвидность отдельных банков остается под угрозой. НБУ обращает внимание, что постановлением Правления Национального банка Украины №413 от 4 декабря 2008 года (абзац 5 пункта 2) банкам запрещено делать досрочное возвращение депозитов, так как они вложены в долгосрочные кредиты и другие активы.
К чему могут привести подобные метания – от отрицания кризиса до использования для борьбы с ним мер, весьма непредсказуемых по своим последствиям? Попробуем хотя бы частично спрогнозировать некоторые варианты дальнейшего развития событий.
1) Оптимистичный сценарий
Это сценарий, прежде всего, опирается на следующее предположение: имея возможность свободно снимать депозиты, украинцы понесут деньги на потребительский рынок в преддверии новогодних праздников. В этом случае, скорее всего, произойдет следующее:
• приостановка девальвации гривни, а возможно, и частичная ревальвация в связи с падением спроса на наличный доллар;
• увеличение оборота розничных торговых сетей;
• оживление на оптовом рынке и усиление позиций отечественного товаропроизводителя (особенно в пищевой промышленности);
• приток денег в банковскую сферу (торговые сети и промпредприятия получат возможность гасить кредиты за счет денег, полученных от продажи товаров);
• снижение темпов падения производства товаров народного потребления;
• снижение роста безработицы (временное и стабильное – зависит также и от конъюнктуры на внешних рынках, масштаб безработицы будет сильно зависеть от внешних факторов).
Однако на данный момент в открытых источниках нет информации о социологических или маркетинговых исследованиях, подтверждающих тезис о том, что украинцы понесут деньги на рынок, а не массово бросятся скупать валюту. Скорее наоборот, социологические данные, обнародованные Research&Branding Group 8 декабря, показывают, что 60% украинцев в нынешних условиях стремятся экономить. Поэтому реализация данного сценария зависит не только от НБУ, но и от общеполитической ситуации в стране. Очень велика вероятность того, что часть денег будет потрачена на товары широкого потребления, такие как соль, спички, крупы и консервы, а часть – конвертирована в валюту.
2) Пессимистичный сценарий
Хотя на данный момент сложно представить, что события будут развиваться настолько быстро и неуправляемо, но отсутствие стратегии по выходу из кризиса может привести к ситуации, когда сочетание частных тактических мер даст катастрофический суммарный эффект – потерю финансовой независимости Украины.
Сценарий предполагает либо полный отказ от собственной валюты и переход на доллар как для внутренних, так и внешних расчетов. Либо параллельное использование обеих валют с жесткой привязкой национальной валюты к доллару. Например, как в государстве Сент-Винсент и Гренадины или в содружестве Багамских островов.
3) «Заговорщицкий» сценарий
Сценарий предполагает, что после получения возможности беспрепятственно снимать с депозитов средства, пытаясь сохранить «свои кровные», украинцы будут массово скупать валюту. Не имея возможности повысить капитализацию и испытывая кризис ликвидности, связанный также с невозможностью привлечь ресурсы на фоне фантастически высокой учетной ставки НБУ, начинают банкротиться мелкие и средние банки. После закрытия с 1 января 2009 года «обменников» операции по покупке/продаже наличной валюты частично мигрируют на «черный рынок». Таким образом, НБУ выступает инициатором организации «черного рынка валюты».
Что происходит дальше:
• в течение 3–4 месяцев национальная валюта девальвирует до положения в 15–20 грн/доллар;
• Казначейство проведет эмиссию гривни (под кредит МВФ и золотовалютные запасы НБУ), эти деньги попадают на рынок;
• на фоне девальвации и снижения покупательной способности инфляция очень скоро достигнет пикового уровня (при продолжении выпуска эмиссионных гривен рост инфляции будет поступательным, без резких пиков);
• в банкоматах на какой-то период будет наблюдаться отсутствие наличных денег, а владельцы пластиковых карт столкнутся с нежеланием торговых сетей и магазинов принимать их к оплате;
• в связи с невозможностью выполнить требования по увеличению капитализации – мелкие (а то и средние) банки исчезают, украинская банковская система полностью переходит под контроль международных финансовых компаний (капитализация дочерних структур зарубежных банков, итак, будет возрастать в связи с девальвацией гривни без других дополнительных мер).
В результате развития сценария:
• скорее всего, спустя какое-то время НБУ выйдет на межбанк с интервенцией и скупит избыточную гривню по весьма выгодному для себя курсу, что поможет уменьшить денежную массу;
• в итоге – еще раз (после весенней ревальвации гривни и октябрьской девальвации) население потеряет значительную часть своих сбережений;
• экскпортеры, получив частичное послабление за счет роста курса доллара, поначалу несколько улучшат свое положение и приостановят увольнения сотрудников, однако затем почувствуют угрозу потери своих активов за счет возможного конкурентного поглощения западными или российскими компаниями (вследствие обесценивания основных фондов и резкого снижения капитализации);
• гривня ненадолго возвратится к курсу 8–9 грн/1 доллар.
Таким образом, вследствие реализации подобного варианта все население «обуют» на 40–60% реальной стоимости его сбережений. Украинские компании останутся один на один перед угрозой покупки их практически за бесценок западными, азиатскими или российскими компаниями. Реализация данного сценария делает возможным развитие ситуации в Украине по «аргентинскому варианту» - с техническим дефолтом и стрельбой на улицах.
4) «Финансово-внешнеполитический», или Оффшорный
Сегодня существует вероятность ускорения процесса ликвидации (распада) финансового суверенитета Украины, остановить который крайне сложно, а при нынешнем платежном и торговом балансе в Украине и бездействии власти фактически, мало реально. А значит, его следует ускорить и усилить, чтобы быстрее пройти кризисные явления и «нащупать» дно – ужасный конец лучше, чем ужас без конца.
Однако на распаде можно и нужно заработать. Представляется, что Украина на данный момент имеет два конкурентных преимущества: металлургию и сельское хозяйство. Но сейчас, в условиях падения цен на металл и сельхоз продукцию на мировых рынках, и то, и другое убыточно. Значит, Украине необходимо найти свою «фишку» - такую, которой для России является нефть и газ. Возможным вариантом такой «фишки» представляется создание финансового оффшора. Для этого делается следующее:
• разрешается свободное хождение валют;
• упрощается порядок регистрации фирм, вводится «легкая форма» - без указания собственников;
• налоги снижаются в разы;
• учетная ставка НБУ понижается;
• вносятся изменения в существующую нормативно-правовую базу.
Что происходит в результате:
• Украина становится крупнейшим реальным оффшором в Европе;
• Финансовый оффшор позволит заработать на капитале, выводимом из Российской Федерации (за счет средств российских «мини-олигархов», которые сейчас прячут деньги по разным BVI);
• в страну попадают реальные доллары и евро – взамен снижающегося потока западных инвестиций;
• возможен приток евро из стран ЕС, в связи с противооффшорной антикризисной политикой многих европейских стран;
• улучшается платежный и торговый балансы;
• появляется возможность ревальвировать гривню.
Все эти действия требуют жесткого государственного контроля и высокого уровня организации и администрирования при условии стабильности власти.
5) Монетарный сценарий
Этот сценарий предполагает быстрое принятие достаточно непопулярных мер. Конечно, при его реализации существует риск социальных волнений и усиления сепаратистских настроений в стране. Однако следует заметить, что эти риски существуют и безотносительно претворения в жизнь монетарного сценария. Их можно уменьшить проведением правильной информационной кампании. Будет ли это Делано, неизвестно – сегодня, когда решать и действовать необходимо как никогда быстро, власти откладывают на будущее все антикризисные действия.
Возможные действия при реализации монетарного сценария:
• быстрая девальвация гривни до 20 грн./ 1 доллар США с обязательной последующей жесткой фиксацией курса – либо за счет валютного коридора, либо по примеру Китая (до 2005 года) или Каймановых островов – жесткая привязка курса гривни к курсу доллара;
• будет введен жесткий запрет на хождение валюты и использование ее в расчетах внутри страны;
• экспортеров обяжут продавать НБУ 100% валютной выручки по жестко фиксированному курсу;
• коммерческие банки обяжут продавать НБУ 100% кредитных ресурсов, привлеченных в валюте, по фиксированному курсу;
• коммерческие банки обяжут выдавать все виды кредитов только в национальной валюте;
• прекратится продажа валюты физическим лицам;
• возможность покупки валюты коммерческим банками у НБУ будет обеспечиваться только для обслуживающихся в нем импортеров/экспортеров (под объем контрактных обязательств клиентов) и для погашения кредитной задолженности и процентов по полученным валютным кредитам от компаний-нерезидентов самими банками;
• существующие валютные вклады физических и юридических лиц принудительно конвертируются в гривню по фиксированному курсу;
• чтобы снизить уровень инфляции, существующие социальные стандарты (прожиточный минимум, минимальная зарплата) на неопределенный срок будут заморожены;
• усиливается административная и уголовная ответственность за незаконные валютные операции.
Реализация этого сценария может помочь в борьбе с инфляцией и отдельными кризисными явлениями, а также ускорить процесс ревальвации гривни в среднесрочной перспективе. При этом не исключен вариант неконтролируемого развития ситуации и, как следствие – социальный взрыв, стрельба на улицах и насильственная смена власти.
Конечно, это – далеко не все возможные сценарии развития дальнейших событий в стране. Не исключены и другие варианты, а также их комбинации. Но чтобы оценить уровень вероятности реализации того или иного пути развития событий, данных, находящихся в открытом доступе, сегодня не достаточно.
Тем не менее, уже сегодня можно сказать следующее: любая антикризисная программа, элементом которой может быть один из представленных сценариев, может сработать только при наличии политической воли и нормально работающей власти. Усилиями лишь одного НБУ ситуацию существенно не улучшить. Если и дальше не принимать никаких комплексных мер, а лишь реагировать на происходящее, развитие ситуации станет совершенно непрогнозируемым.
e-finance.com.ua