Выйти на показатели 2008 года российский автомобильный рынок, по оптимистическим подсчетам, сможет только через три года. Пессимистический сценарий говорит, что параметры прошлого года будут достигнуты не ранее 2013-2014 годов. Такой прогноз сделали аналитики агентства «Автостат» в своем годовом справочном издании «Автомобильный рынок России-2009». Напомним, что по объему продаж новых авто прошлый год стал рекордным для российских трейдеров, которым удалось продать 2,81 миллиона автомобилей.
По данным «Автостата», рекордный прошлогодний объем продаж автомобилей позволил России обогнать такие страны, как Великобритания, Италия, Франция и Бразилия, оставив впереди только США, Китай, Японию и Германию. В частности по итогам прошлого года российский авторынок поднялся на второе место в Европе и пятое в мире. Однако уже в начале нынешнего года последовал откат на пятую строчку в Европе и девятую в мире.
Другие российские эксперты считают, что сроки восстановления рынка будут более длительными. «Принимая во внимание, что прогноз «Автостата» составлялся без учета результатов I квартала 2009 года, я считаю, что этот прогноз, увы, далек от реальности, — говорит ведущий аналитик департамента консалтинга РИА «РосБизнесКонсалтинг» Анна Синявская. — Право на существование имеет только их пессимистический прогноз — 1600 тысяч новых автомобилей в 2009 году, это близко к прогнозу департамента консалтинга РБК — 1478 тысяч новых автомобилей, что на 46% меньше 2008 года».
Не согласен с прогнозом «Автостата» и независимый автомобильный эксперт Константин Прохорцев. «Российский автомобильный рынок может начать восстанавливаться в более трудных условиях, чем рынки Европы и Северной Америки, — рассуждает эксперт. — До сих пор продолжается стремительное падение продаж, которое усиливается с каждым месяцем. Пока рынок не достигнет дна, говорить о его восстановлении к 2012 году слишком преждевременно, поскольку будущие реалии могут оказаться более пессимистичными».
Как отмечает Анна Синявская, в ближайшие годы экономическая ситуация в России будет очень трудной, доходы будут падать, ставки по автокредитам — расти, поэтому рост в 2009-2010 годах практически исключен. «Предполагаю, что розничные цены будут постепенно расти. К концу 2009 года они вырастут на 20-35% в зависимости от марки машины», — считает Синявская.
По ее мнению, рынок первичного спроса на автомобили в России закончился, начинается рынок перепродажи подержанных автомобилей. Поэтому сейчас производителям и дилерам придется очень серьезно перестраивать свою работу, ориентируясь на потребности своих покупателей и их изменившиеся доходы.
По словам директора «Автостата» Сергея Целикова, в целом сегодня российский авторынок поддерживает низкая автомобилизация страны. Так, на каждую тысячу россиян сейчас приходится 225 легковых автомобилей, что в два-три раза меньше, чем в европейских странах. Кроме того, парк автомобильной техники в России более стар, чем во многих развитых странах. «Средний возраст авто в России — 12 лет, тогда как в европейских странах он колеблется в диапазоне от 7 до 10 лет», — говорит Целиков.
Никита АФАНАСЬЕВ, РБK-daily
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua