• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Мнение: Украинским компаниям следует отказаться от стратегий во время кризиса
    2009-08-12 10:30:57

    Президент группы компаний "Октава" Александр Кардаков рекомендует в период кризиса отказаться от понятия "стратегия" в пользу "видения".

    Классическая история успеха человека должна, наверное, начинаться со слов: "Однажды я проснулся и у меня родилась идея, как стать великим. После чего я сел и нарисовал проект..."

    О себе такую историю рассказать не могу. У меня не было ни happy-старта, ни четкой "карты местности", ни маршрута движения. Все, что я знал, выходя в открытое море бизнеса, - где-то есть земля, вода и пища, ну и, конечно, золото. В ходе следования определялись цели, стратегические и тактические, строились четкие планы, но единой глобальной и неизменной стратегии, как говорится по Портеру, у меня не было. Да, есть частные случаи, отдельные бизнесы, когда подобного рода стратегии разрабатывать целесообразно и даже необходимо. Но в большинстве бизнесов, по крайней мере на тех рынках, где работают мои компании, а это очень динамичные и высококонкурентные отрасли, наличие четкой стратегии только лишает компанию гибкости.

    Я хочу, чтобы читатель меня правильно понял: если у вас действительно есть возможность написать четкую стратегию на несколько лет вперед, пишите. Скорее всего, вам крупно повезло, а вашу нишу можно заносить в Красную книгу устойчивых секторов экономики, каких сейчас немного.

    Всем остальным, менее "удачливым" предпринимателям, рекомендую в период кризиса отказаться от понятия "стратегия" в пользу "видения". И вот почему...

    Для начала о самих понятиях. На днях у меня возник "теологический" спор с теоретиками по поводу понятий "стратегия" и "видение". В моем понимании стратегия - это когда цель лет на пять-шесть прибита к стене гвоздями и компания планомерно к ней идет. А видение - это ракета, оснащенная системой самонаведения, которая обеспечивает поиск, обнаружение, захват и сопровождение цели. Видение "играет" с движущейся целью и даже с целью, которая пока еще не обнаружена, а также учитывает то, где она будет в следующий момент времени.

    Представьте себе: 45-й день следования, еды почти нет, вода заканчивается, на корабле начинается паника. Вдруг капитан замечает чайку и понимает, что где-то в южном направлении в нескольких километрах есть земля, где можно отдохнуть и пополнить запасы. Капитан, который пользуется понятием "видение", изменит курс, зайдет на остров и пополнит запасы. А может быть, даже найдет золото (в совершенно неожиданном месте, кстати). Капитан, у которого есть четкая стратегия, будет продолжать следовать курсу и рискует заморить команду голодом или получить бунт на корабле.

    В чем состоят преимущества использования понятия "видение". В том, что вы, с одной стороны, открыты для новых возможностей, которые появляются на пути, а с другой - вы быстрее, проще, эффективнее сможете реагировать на флуктуации рынка. Учесть абсолютно все риски в текущей ситуации невозможно, а значит, либо вам придется постоянно менять стратегию (тогда зачем она нужна?), либо следовать курсу, несмотря ни на что, и верить, что бизнес и люди выдержат все препятствия.

    Что произошло сегодня, когда пришел кризис? Континенты сдвинулись, и мы получили "новый мир", в котором какие-то инструменты продолжают работать (правда, мы пока не знаем какие), а все остальные нужно будет придумать или вспомнить заново. Сегодня я снова выхожу в море бизнеса, не имея на руках карты. Соответственно, о четкой стратегии не может быть и речи. Я могу проанализировать спрос, посмотреть на тенденции, поговорить с клиентами и наметить ориентиры, т. е. задать направление движения, но точный пункт назначения и уж тем более порты-остановки мне сегодня неизвестны.

    Может сложиться впечатление, что используя видение, компания выходит в море исключительно на страх и риск капитана корабля, не имея представления о целях путешествия. Но давайте смотреть правде в глаза. Сегодня мы можем только предполагать и желать видеть компанию такой-то через какой-то период времени и, вероятнее всего, таким-то способом. Умение принимать решения, не имея полной информации, составляет искусство менеджеров. Эх, напрашивается тост: за искусных менеджеров, которые ведут свои корабли в условиях неопределенности и принимают правильные решения!

    Александр Кардаков, основатель компаний "Инком" и "Датагруп", президент группы компаний "Октава" (управляющая компания)      

    Инф. delo.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.