Как рассчитала консалтинговая фирма Morse, более половины офисных работников в Британии заходят в Twitter или Facebook в течение рабочего дня.
В среднем работники, по их собственным скромным словам, тратят на социальные сети всего лишь около 40 минут рабочего времени в неделю. Но вокруг себя они наблюдают просто сетевой разврат – коллеги тратят на общение до двух часов в день. И именно этот показатель эксперты считают более реалистичным.
Morse оценила убыток от того, что офисные работники просиживают в соцсетях, в 1,38 трлн фунтов. Но излишнее рвение работодателей и их стремление к тотальному контролю могут причинить бизнесу не меньший ущерб, пишет slon.ru.
Сети съедают часы
Поначалу руководители компаний не придавали большого значения увлечению сотрудников социальными сетями. Но в какой-то момент они забеспокоились, и исследователи с радостью подтвердили их беспокойство.
Еще пару лет назад консультанты из фирмы Peninsula сообщили, что Facebook и его конкуренты обходятся британскому бизнесу в 233 млн человеко-часов в месяц. Этим летом консалтинговая фирма из США Nucleus Research вычислила, что если предприятие позволяет своим работникам общаться в социальных сетях, то оно теряет 1,5% в производительности труда.
Исследователи из университета Мельбурна возражают: работники, которые активно пользуются интернетом в офисе, в том числе дискутируют в блогах и общаются в Facebook, более производительны. Короткие периоды, когда люди отвлекаются на интернет-общение, позволяют мозгу отдохнуть и с новой силой приняться за рабочие задачи. Правда, оговаривают австралийцы, это не касается тех, кто страдает интернет-зависимостью.
Facebook – гроза клиентов
Исследования консультантов и ученых, конечно, не претендуют на всеобъемлющее знание предмета. Обычно они основаны на небольших выборках, а потери подсчитываются по опросам и косвенным данным. Но топ-менеджеры большинства компаний уже прониклись идеей, что социальные сети – это зло. И не только в том смысле, что отнимают время, которое сотрудники могли бы потратить на работу. Едва ли не больше на Западе боятся компрометации и распространения конфиденциальных коммерческих данных.
Каждый третий работник, по данным Morse, размещает в блогах и профайлах информацию о своей компании. А далее уже легко связать его оскорбительные сообщения с брендом фирмы. К примеру, сотрудники PC World и Currys уже оставляли в Facebook оскорбительные сообщения о своих клиентах. Работники авиакомпании Virgin Atlantic в том же Facebook называют своих пассажиров "быдлом", а в British Airways жаловались на "тупой" американский акцент клиентов.
Компаниям оставалось лишь оправдываться, что мнение сотрудника не совпадает с мнением работодателя. Поэтому все больше западных предприятий, причем не только крупных, но и совсем небольших, блокируют доступ к большинству площадок интернет-общения.
Тотальный учет
в контактеВ России ущерб предприятиям от социальных сетей подсчитывать пока никто не пытался. Тем не менее, российские менеджеры и без всяких цифр поступают так же, как их западные коллеги.
"Мы не позволяем сотрудникам, будучи на рабочем месте, пользоваться социальными сетями. Все известные социальные сети у нас закрыты," - говорит HR-директор Ozon.ru Татьяна Янина. Не могут и другие сотрудники компании. Доступ к сетям есть только у рекрутеров, которые могут использовать ресурсы для поиска кандидатов и проверки данных соискателей.
Кроме того, в компании ограничен и весь доступ в интернет. Каждому достается столько трафика, сколько требуется под установленные задачи, чтобы не возникало лишних соблазнов использовать рабочий компьютер в личных целях. По подобному пути пошли и во многих других компаниях. Как признается совладелец "Зелдис-Фарма" Никита Быстров, блокировку социальных сетей и "аськи" дополняет система учета рабочего времени, которая позволяет с точностью до секунды знать, сколько рабочего времени сотрудник провел не на рабочем месте.
Блокировка "Одноклассников" и "Вконтакте" сама по себе проблем не решает: запрет можно обойти через зеркала и прокси-серверы. Но работодатели и про них узнают, так что список запрещенных сайтов может расти ежедневно. Многие решают проблему радикально – просматривают весь трафик или ставят программу, автоматически делающую снимки экранов компьютеров.
Помимо мониторинга веб-серфинга вводятся дополнительные ограничения. К примеру, любителям посидеть в соцсетях ограничивают скорость канала, а на пониженных скоростях ни работать, ни толком отдыхать не получается, отмечает директор по персоналу трейдинговой компании "Промцветмет" Ирина Губернаторова. Тогда уже сам сотрудник оказывается перед выбором, какой путь избрать: перестать комментировать фотографии друга в "Одноклассниках" или из-за проблем с интернетом получить нагоняй за "неуспеваемость", лишиться премиальных, а может быть, и рабочего места.
То, что человек злоупотребляет интернет-общением, можно понять и так: когда он при приближении начальника в два клика закрывает все посторонние окна. Это служит сигналом – надо усилить контроль.
А вот утечки корпоративной информации во внешний мир в России мало кто боится. Все меры контроля выстроены не за этим, а чтобы не дать сотрудникам отдыхать за счет предприятия. Каждая минута, проведенная в соцсети – это украденные у работодателя деньги, считают менеджеры.
Виртуальная свобода
Не запрещают (и даже поощряют) пользование соцсетей на работе как правило те, для кого это не развлечение, а производственная необходимость. В холдинге Next Media Group сотрудники не только тихо обмениваются сообщениями с бывшими сокурсниками, но и не скрываясь играют о флэш-игры в социальных сетях: это способ протестировать свои собственные продукты и продукты конкурентов. Нет запрета на ЖЖ и Twitter во многих PR-агентствах, которые используют соцсети для продвижения своих услуг.
Но некоторые менеджеры считают, что контролировать жизнь сотрудников в интернете бессмысленно. Если люди нацелены на конечный результат, то они и так справятся с заданием вовремя, говорит директор по персоналу Google в России Татьяна Лебедева. И когда человек справляется с работой, то не имеет значения, где он проведет свободные пять минут или полтора часа.
Коммерческий директор EPAM Systems Юрий Овчаренко согласен: работодатель должен решать, как мотивировать сотрудника, а не продумывать, как предотвратить его доступ к Twitter и ЖЖ. Менеджер, который полагается на технические средства контроля, сам не очень эффективен. Как в компаниях с гибким графиком или возможностью работать вне офиса проблема контроля автоматически снимается, отмечает партнер хедхантинговой компании Heidrick & Struggles Дмитрий Прохоренко,
Компании, которые любят считать, во сколько им обходится досуг работника, делают и еще одну ошибку. Они не учитывают и те усилия, которых стоит постоянная слежка за сотрудниками, и тот урон, который подобная политика наносит лояльности персонала. Конечно, работники, лишенные средств общения, какое-то время будут сосредоточены на работе. Но вскоре они найдут и другие способы отдохнуть за счет работодателя, да еще и затаят на него обиду.
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua