Правительство России хочет ужесточить контроль за экспортом нефти и нефтепродуктов. Минэнерго разрабатывает систему "Нефтеконтроль", которая позволит ему управлять всеми поставками за пределы страны.
Согласно этой системе, вывозить нефть и нефтепродукты смогут только производители и транспортники, отобранные министерством.
Рабочее название единой системы контроля на рынке нефти и нефтепродуктов — "Нефтеконтроль", автор проекта — Минэнерго. Предложения министерства "по контролю за перемещением нефти и нефтепродуктов" описаны в протоколе совещания у вице-премьера Игоря Сечина, состоявшегося 22 января.
Система предполагает оперативное получение информации о перемещении сырья, составление и "безусловное исполнение" балансов нефти и продуктов переработки, а также создание реестра производителей, пунктов отгрузки и транспортных компаний. Причем заниматься экспортом нефти и нефтепродуктов смогут только включенные в реестр производители и транспортные компании и только через те пункты отгрузки, которые также будут учтены в реестре, следует из документа. Экспортерам, не попавшим в реестр, транспортные компании должны будут отказывать. А чтобы уж точно исключить неучтенные перевозки, чиновникам предложено "проработать вопрос о целесообразности запрета таможенного оформления вывоза нефти и нефтепродуктов ... автомобильным транспортом" или организовать экспорт автотранспортом "через ограниченное количество специализированных пунктов пропуска".
Для экспорта нефтепродуктов должна быть создана специальная номенклатура, товары, не попавшие в нее, вывозу не подлежат. Для таможенного оформления потребуется единый перечень нефтепродуктов, которые будут соответствовать требованиям технических регламентов. Предполагается, что для измерения показателей нефти и продуктов переработки будут использоваться специальные приборы: Минпромторгу поручено разработать требования к ним — с условием, что эти механизмы не будут "допускать возможность обнуления ранее полученных данных".
Сечин предложения Минэнерго "в целом одобрил", говорится в протоколе. А уже сегодня он и министр энергетики Сергей Шматко могут доложить о планах создания новой системы президенту Дмитрию Медведеву на совещании в Омске, рассказали "Ведомостям" несколько федеральных чиновников. Вопрос еще могут обойти, говорит сотрудник администрации президента. В Кремле идею не поддерживают — нужны информация об объемах экспорта и четкие технические требования к продукции, а не какие-то особые системы контроля и новые реестры.
Борьба с "серым" рынком?
Зачем чиновники хотят ужесточить контроль за экспортом, в протоколе не говорится. Необходимо бороться с серым рынком, сказал чиновник правительства. Сечин был недоволен, что под видом мазута по железной дороге вывозится нефть, добавляет сотрудник одного из ведомств, участвующих в обсуждении вопроса. На самом деле "фальсификата" на рынке немного, говорит чиновник ФТС. Вряд ли речь идет и о борьбе с трейдерами: таможенным оформлением чаще занимаются сами нефтяные компании, иначе встает вопрос, кому будут возвращать НДС, говорит аналитик Reuters Александр Ершов.
Чиновник ФТС уверен, что это политическое решение — ужесточить контроль на данном рынке. Система контроля поставок нефти и нефтепродуктов по трубе работает довольно четко. Теперь задача — проследить за железной дорогой и особенно автотранспортом, говорит он. Для этого поручено усилить "фактические досмотры" и создать единую систему, которая будет учитывать перемещение энергоресурсов.
Представители нефтяных компаний вчера комментировать инициативу Сечина и Минэнерго не стали. Хотя сотрудник одной из них говорит, что с идеей Минэнерго их уже ознакомили. По его словам, речь идет о контроле не только за экспортом, но и за поставками на внутреннем рынке, для чего планируется использовать систему "Глонасс". Избежать "логистических трудностей" с нововведениями вряд ли удастся, опасается он. Менеджер другой нефтяной компании недоумевает, зачем усиливать контроль, если более 90% всех экспортных поставок идет по трубе.
Минэнерго составляет ежеквартальные графики, где указаны все объемы, и эта система отлично работала и в лихие 90-е годы, удивляется нефтяник. По железной дороге идет много темных нефтепродуктов и здесь такой системы учета нет, признает другой нефтяник, единственный критерий допуска — пропускная способность на конкретном маршруте. Но классификация железнодорожных грузов и контроль за ними давно существуют, оговаривается он. Правила перевозки грузов и так очень жесткие, соглашается руководитель компании — оператора подвижного состава. А ответственность за то, что попадает в цистерны, в любом случае несет грузоотправитель — он заполняет грузовую накладную, которая отправляется в РЖД и хранится в специальной электронной базе данных. Понумерованный учет подвижного состава давно ведет Росжелдор. Возможно, разработчики новой системы просто не учли, что контроль поставок по железной дороге уже существует, заключает собеседник "Ведомостей".
Минэнерго и раньше вело реестр всех производителей нефти, отмечает гендиректор "Ассонефти" Елена Корзун. Но теперь скорее всего речь идет о необходимости усилить контроль за перемещением сырья по железной дороге и автотранспортом, особенно на юге России, где действительно есть проблемы. Могут ли новые правила сказаться на работе рынка и малых нефтяных компаний, Корзун прогнозировать не стала. Она лишь напомнила, что участники "Ассонефти" транспортируют нефть по системе "Транснефти".
Источник: Ведомости
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua