Украинского рынка Интернет-рекламы по сути не существует, и не только по сравнению с российским, но и в абсолютном измерении, считает главный редактор BFM.ru, создатель Vesti.ru, Lenta.ru, Gazeta.ru и NEWSru.com, бывший глава холдинга "Рамблер" Антон Носик. Со своей стороны представители украинского рынка отмечают: бизнес растет и основания для позитивных прогнозов есть.
По словам А.Носика, объемы рекламы в Уанете на порядок уступают российским. "Если у вас $10 млн. - оборот годовой баннерной рекламы, и около 10 млн. пользователей, это значит, что доход на одного пользователя в индустрии составляет 1 доллар в год, или приблизительно треть одного цента в сутки. С таким ARPU это - не бизнес. В России этот оборот в общем составляет $600-700 млн., а на самом деле, может, и до миллиарда доходить. Одна только РБК, которая даже не входит в первую тройку российских Интернет-компаний, в 2008 году отчиталась о годовой выручке в $87 млн. от продажи баннеров. А в Украине – $10 млн. на страну", - заявил он в комментарии ЛІГАБізнесІнформ.
Украинский онлайн-бизнес вообще существует только благодаря деньгам, вложенным из расчета на будущую перспективу, считает российский стартап-менеджер.
"Если нет денег, значит, это не бизнес. Это что угодно другое. Может быть, политические амбиции, некоммерческие вложения. Украинские Интернет-компании, конечно, хотели бы зарабатывать деньги, которые бы позволяли им вести свой бизнес. Но единственный способ, которым они могут зарабатывать: привлекать средства под ожидания. Честные неполитические деньги в украинских Интернет-компаниях – это деньги, вложенные под веру в какую-то абстрактную перспективу. Мне не видно значительного влияния на Уанет бизнесов с моделью "вложил доллар – заработал больше доллара", - говорит А.Носик.
Представители украинского Интернет-рынка придерживаются другого мнения. "Действительно, деньги, приносимые одним пользователем в украинском Интернете, еще очень малы, но в то же время за последние 3 года наблюдается существенный рост ARPU. И хотя кризисный год естественно снизил скорость прироста рынка Интернет-рекламы, он одновременно показал значительный прирост аудитории, что понятным образом сказалось на ARPU. Пока экономическая ситуация теплеет, прогнозы для этого украинского рынка улучшаются", - заметил исполнительный директор Украинской ассоциации Интернет-рекламы Андрей Заблоцкий.
Этот рынок еще достаточно молод, считает он, поэтому и правила оценки сыроваты, а значит возможна недооценка объемов, не более чем на 20%.
Оптимистические прогнозы для украинской Интернет-рекламы, по мнению А.Заблоцкого, основаны как на приросте и количестве аудитории (11-13 млн. на конец года), так и на финансовых показателях ($20-30 млн. - годовой объем рынка медийной рекламы).
Оптимизм в отношении рынка разделяет и представитель "Google" в Украине Дмитрий Шоломко. Как он рассказал в своем интервью, в отношении рекламы в Уанете нет оснований для пессимизма. "Простой пример: согласно исследованиям "GfK Ukraine", которые они проводят для УАИР (Украинской ассоциации Интернет рекламы, - ред.), в больших городах Украины с +50 тыс. населения Интернетом пользуется 40-50% жителей, но среди молодежи от 14 до 18 лет проникновение составляет до 80%. Понятно, что сейчас для подростков это - либо "погонять в игрушку" дома, либо один компьютер на комнату общежития. Но ведь это поколение вырастет, пойдет на работу и отказаться от Интернета скорее всего не захочет. Уже сейчас, по разным оценкам, проникновение в Украине составляет от 18% до 25%, вот и считайте", - отметил Д.Шоломко.
В том, что касается украинских Интернет-СМИ, по мнению А.Носика, есть выигрыш в качестве, но проблемы с капитализацией. "В украинских онлайн-СМИ - чудовищный кризис, кризис перепроизводства качественного новостного медийного контента. Еще с начала 2000-х количество денег, которое тратилось на создание новостного и медийного контента в Уанете, превосходило все прогнозируемые заработки этого самого Уанета на 10 лет вперед", - говорит стартап-менеджер.
Отдельную характеристику он дал агентству ЛІГАБізнесІнформ: по его словам, это "агентство деловых новостей такого класса, каких в России не существует". "Когда мне какие-то украинские деловые новости нужны, почитываю ЛIГУ с большой завистью. Но при этом я понимаю, что никакой окупаемости такой структуре в этом рынке ждать не приходится. Рынок онлайн-СМИ в Украине, скорее всего, нормализируется, когда зарубежным рекламодателям станет дорого в России и Европе, и они обратят внимание на Украину", - добавил российский стартап-менеджер.
"Сложно не согласиться с мнением Антона Носика по поводу отсутствия в Украине онлайн-бизнеса. Но только если сравнивать с российским рынком или другими более емкими Интернет-рынками. Если в Уанете есть порталы, которые существуют только за счет онлайн-бизнеса, то значит он существует", - отметила исполнительный директор ИА ЛІГАБізнесІнформ Ярослава Карыбина.
По поводу онлайн-СМИ в Уанете, то окупаемости достигнуть сложно только тем СМИ, которые производят собственный контент, потому что это действительно очень дорогое удовольствие, рассказала глава агентства. "Но производителей контента в Уанете очень мало, буквально единицы, ведь основная масса информационных и новостных онлайн-проектов работает по схеме новостных агрегаторов, копипаста или занимаются плагиатом, поэтому затраты на производство минимальные, а потому и окупаемость достигается быстро, если такая задача стоит в принципе. Если хочется заниматься производством контента в Уанете, то нужно найти источники финансирования, причем в оффлайне", - подчеркивает Я.Карыбина.
"Что касается непосредственно ЛІГАБізнесІнформ как производителя онлайн-контента в Уанете, то могу сказать, что благодаря тому, что мы на рынке уже более 10 лет, входим в группу компаний, которая занимается оффлайновым бизнесом, и частично используем ресурсы группы компаний, то можем говорить о самоокупаемости. Но не более того. Пока", - добавила она.
Ольга КАРПЕНКО
e-finance.com.ua