При условии возникновения значительного профицита трубопроводных мощностей внутри России в 2012—2015 годах потребность в услугах украинской нефтеперерабатывающей и нефтетранспортной систем для транзита российского сырья стремительно упадет.
К началу строительства Балтийской трубопроводной системы загрузка магистральных трубопроводов АК «Транснефть» составляла 100%. Впоследствии экспортные возможности трубопроводов начали расти быстрее, чем добыча нефти, и уже в 2005 году образовался профицит объемом 12,9 млн. тонн нефти в год.
В российской энергетической Стратегии предусмотрено, что профицит трубопроводных мощностей будут определять, в частности, такие факторы развития нефтяного комплекса РФ:
— перераспределение потоков нефти в восточном направлении (трубопровод «Восточная Сибирь—Тихий океан») (Eastern Sibiria—Pacific Ocean, дальше ESPO);
— обход территорий третьих стран и формирования новых направлений экспорта нефти («с целью снижения транзитных рисков соседних стран»).
Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года и другие нормативные акты (например, федеральная целевая программа по «Развитию транспортной системы России (2010—2015 гг.)», предусматривает, что непосредственными последствиями создания профицита транспортных мощностей должны стать:
а) окончательное лишение зависимости экспорта российской нефти от транзита территориями соседних государств;
б) обеспечение маневренности экспортных потоков российской нефти для выбора наиболее экономически эффективного и политически рационального маршрута;
в) создание дополнительных возможностей для привлечения в российскую систему магистральных нефтепроводов экспортных потоков постсоветских стран Каспийского региона (в первую очередь Казахстана и Азербайджана).
Для решения проблемного вопроса с загрузкой украинской нефтетранспортной системы российская сторона предлагает пересмотреть систему тарифообразования на транзит нефти территорией Украины.
В обмен на прогнозируемое тарифообразование российская сторона создаст условия, которые обеспечат загрузку нефтепровода Броды—порт Южный в направлении порта Южный в объеме 9 млн. тонн нефти в течение срока действия Соглашения на два года. За остальными направлениями объемы транспортировки не гарантируются.
Источник: Зеркало недели
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua