Недалеко от Николаева подводные археологи приступили к раскопкам древнего античного города Ольвия, основанного в VI веке до нашей эры. Сейчас территория Ольвии — заповедник, там работает постоянно действующая археологическая экспедиция. Вся территория раскопов усыпана старинными черепками и осколками античной керамики. Но мало кто знает, что нижняя часть Ольвии и в наши дни находится под водой.
.
— Сейчас ведутся раскопки затонувшей части античного города, - рассказал корреспонденту «Новой» Сергей Воронов, директор Департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины. – Вначале мы сделали «выгородку» - осушили часть дна Черного моря, в районе Бугского лимана Николаевской области. Для этого были возведены герметичные стенки в виде квадрата прямо в море. Оттуда мы откачали морскую воду и, используя уже классические способы сухопутной археологии, приступили к раскопкам. Безусловно, из-за грунтовых вод и морской воды стопроцентной герметичности добиться не удалось. Каждое утро мы начинали с того, что помпой откачивали воду из раскопа.
Следует подчеркнуть: это первая попытка по осушению морского дна в Украине. Хотя в мировой практике такой метод используется довольно часто.
— Нам удалось «раскопать» особняк зажиточного жителя Ольвии. Раньше он, видимо, стоял на берегу моря, — продолжает Воронов, - поразительно: в нем даже сохранился фундамент погреба!
.
.
Также мы обнаружили ряд монет, фрагменты керамики и даже останки людей. Такие находки редко попадаются на сухопутье, быстрее до них добираются черные археологи. А вот вода по-своему охраняет сокровища, которые «дожидаются» ученых.
Все новые факты всплывают вокруг немецкого военно-транспортного самолета «Юнкерс – 52», который в Одессе на дне моря украинские подводники обнаружили в прошлом году. Этот гигантский транспортный самолет, с размахом крыльев 30 метров, был сбит во время Второй мировой войны. До сих пор эта катастрофа остается одной из самых больших тайн.
Сергей Воронов.
— Информации о нем нет ни в наших архивах, ни в российских, — рассказывает Сергей Александрович, — даже в немецких реестрах мы не обнаружили этого самолета. И до сегодняшнего дня не знаем когда он был подбит, кого вез и что за груз был на его борту.
Правда, кое-что узнать украинским подводникам все-таки удалось: помимо найденных личных вещей пилотов - обгоревших очков, навигационных линеек, блях с немецкой свастикой, фонарика с работающей батарейкой (!), на борту «Юнкерса-52» нашли загадочный черный кейс. В нем — штабные документы и полетные карты с обозначенными маршрутами. Ходит байка, якобы «Юнкерс-52» вез немецкого генерала, в кейсе у которого находились документы исключительной секретности, и немцы, боясь, что информация попадет в руки Красной армии, были вынуждены даже изменить ход одной из сухопутных военных операций.
— Карты, обнаруженные на «Юнкерсе-52», были прикреплены к фольге, на случай пожара, — делится украинский ученый, — но, к сожалению, фольга дала какую-то химическую реакцию и сейчас бумажные материалы «больны» грибком. Мы «лечим» эти карты и документы, из которых надеемся узнать о немецком самолете больше. Например, что за высокопоставленный офицер находился на его борту? Ведь о том, что это как минимум офицер высокого звания говорят найденные его личные вещи. Только один станок для бритья свидетельствует о том, что это офицер «высокого полета». Ведь стоит он если не как половина Мерседеса, то как «Газик» - точно!
Самые интересные находки, как любят говорить подводники, еще впереди. В частности, в августе ученые планируют выйти на след баржи, потопленной огнем немецкой авиации в районе острова Березань во время Второй мировой. Сама баржа никакой ценности не представляет, а вот груз… На ее борту находилась знаменитая на весь мир коллекция коньяков академика Василия Таирова. Тысячи бутылок редчайшего, коллекционного коньяка, достояние молодой советской республики, ушли на дно в брюхе затонувшей баржи!
— Радует, что корабль затонул на малой глубине, — рассказывает Воронов, — тем не менее, поднять груз будет не так то просто. Ведь эта не тонна, не десятки тонн, это, может быть, сотни тонн. Это же гигантская коллекция.
На момент эвакуации баржи из Одессы в 1941 году, коллекция уже была бесценной. Вырвавшись из гавани, судно вскоре угодило под налет вражеской авиации и затонуло. Некоторым морякам даже удалось спастись, но никто не составил точных координат крушения баржи. Более полувека коньячная коллекция Таирова считалась утерянной безвозвратно, но вот теперь украинские подводники планируют отыскать ее с помощью передовой техники и поднять на сушу.
.
— По большому счету мы будем подымать из морской пучины уже готовый «музей», — продолжает украинский ученый, — это будет интересно не только коллекционерам, но и специалистам отрасли. Есть даже информация, что корабль был потоплен не авиабомбой, как считалось ранее, а расстрелян пулеметно-пушечным оружием. То есть сохранность груза должна быть 99%. Только представьте: некоторые бутылки и вовсе не имеют цены, ведь в мире таких больше не осталось!