Прошедший год для табачных компаний был отмечен падением производства, ограничением рекламы и ростом налоговой нагрузки.
В Украине сложно найти более стабильную отрасль, чем табачная - перечень основных игроков, их доли рынка и объемы производства остаются неизменными уже много лет. Благополучная и небогатая событиями, эта отрасль является одним из стабильных доноров бюджета, обеспечивая значительную часть его акцизных поступлений. Однако этот бизнес не защищен от колебаний и зачастую имеет дополнительные подводные камни, которых могли не опасаться представители менее привлекательных отраслей.
Так, в 2010 году табачникам пришлось бороться не только с общими проблемами – колебанием курса валют, падением потребительской способности населения, снижением объемов производства, но и со своими специфическими трудностями - ограничением рекламы и возможностей для продвижения продукции на фоне постоянно увеличивающейся акцизной нагрузки.
Производство заменилось контрабандой
В прошлом году табачный рынок Украины был подвержен нескольких основным тенденциям, большинство из которых могут быть отнесены к негативным. Основные тренды - сокращение легального производства, непрогнозируемая акцизная политика и рост контрабанды.
Показатель объемов производства табачной продукции оставался стабильным вплоть до кризиса, составляя около 120 млрд шт в год. Однако уже по итогам 2009 года компании увидели снижение - в 2009 году в Украине объемы производства табачных изделий упали на 11% по сравнению с результатом 2008 года. Падение продолжилось и в прошлом году - 2010 год был годом существенного сокращения легального производства табачной продукции. Производство легальной сигаретной продукции ведущих компаний за период январь-ноябрь 2010 сократилось до 92,9 млрд шт, что на 10,5% меньше показателя аналогичного периода 2009 года.
Дельта падения внутреннего производства компенсировалась поступлениями нелегальной дешевой продукции. По оценкам экспертов, от 15 до 20% потребляемых сигаретных изделий – неучтенная продукция. «Показатель очень разнится от одного региона к другому – есть регионы, где уровень контрабанды зашкаливает за 70% - это Черновицкая область, Одесская область, Луганская область. Вцелом же мы считаем, что рынок потерял 15-20% именно за счет замещения контрабандой» - говорит Юрий Кишко, директор по корпоративным вопросам «Империал Тобако Юкрейн». По его словам, ужесточения контроля за границами оказалось недостаточно чтобы исправить ситуацию.
По данным Государственной таможни, за 9 месяцев 2010 года было пресечено на 32% больше незаконных случаев перемещения сигарет через таможенную территорию Украины, чем за аналогичный период 2009 г. При этом количество случаев вывоза контрабанды из Украины выросло на 32%, ввоза – на 172%. За январь-сентябрь 2010 Таможня предупредила 3672 случая незаконного перемещения сигарет, что на 50% (на 1233 случая) больше, чем в 2009 году.
Налоги не стали сюрпризом
Основная проблема всех табачных компаний - непрогнозируемость акцизной политики государства. В 2010 году она также была актуальна. «Самое большое беспокойство на рынке как всегда вызывает наша внутренняя налоговая политика» - говорит Владимир Демчак, президент Украиной торгово-промышленной конфедерации – «В европейских странах нормальным считается показатель, когда на акцизные поступления приходится 5-7% доходной части бюджета. Мы явно превысили этот показатель, поскольку за счет этой отрасли правительство латает дыры в бюджете».
Поскольку за счет табачной отрасли правительство традиционно ищет пути пополнения бюджета, то в период кризиса к этому источнику государство стало обращаться рекордно часто. «Трудно найти другую индустрию, которая в условиях кризиса пережила пятиразовое повышение акциза» – говорит Юрий Кишко. В прошлом году было проведено два повышения ставок акцизов, последнее увеличение акциза произошло июле 2010 года – по его итогам адвалорный компонент повысился с 20 до 25%, а минимальное налоговое обязательство - с 115 до 150 грн за 1 тыс штук. По сравнению с маем 2010 года вследствие летнего повышения акцизов цены выросли на 1-2 грн. За 9 месяцев года благодаря росту ставок акцизные поступления в бюджет увеличились более чем на треть - на 37% - до 10, 9 млрд грн. «Последнее повышение акциза в июле стало шестым по счету с начала 2008 года. С начала прошлого года ставки акцизного сбора на табачную продукцию выросли в среднем в 2,5 раза, если говорить о периоде с начала 2008 года – то в 7 раз, за это время сигареты подорожали в среднем в три раза» - говорит Александр Когут, директор отдела корпоративных вопросов, Джапан Тобакко Интернешнл Украина (JTI).
Бороться с фактором внезапности повышения налоговой нагрузки в украинских реалиях невозможно, поэтому компаниям остается лишь быть готовым к изменениям, чтобы корректировать ценовую и прочую политику. Табачное лобби – одно из самых влиятельных в стране - в данном случае выполняет роль информатора, поскольку дает возможность компаниям перестроить бизнес-процессы в ожидании очередного повышения, о котором традиционно ГНАУ не информирует заранее. «В отношении последнего повышения ставок конечно нельзя сказать, что оно полностью было проведено так, как нам было удобно, но к нам прислушались и сильно не стали задирать планку. Мы более-менее плавно пришли к повышению» - говорит Юрий Кишко – «Конечно любое повышение для нас не позитив, но бюджету надо помогать»
Эксперты сходятся, что табачные компании обладают достаточным запасом прочности, чтобы пережить падение годовых финансовых результатов и сокращение объемов рынка. «Акцизы в Украине все еще остаются одними из самых низких в СНГ, а табачный бизнес –одним из самых доходных» - говорит глава аналитического департамента компании «Про Консалтинг» Александр Соколов.
Игроки онемели
Среди прочих особенностей «табачного» 2010 года можно выделить продолжившуюся поляризацию рынка. Так, растут продажи премиальных брендов и параллельно увеличивается низкоценовой сегмент. В тоже время средний ценовой сегмент упал на 5-6% за последние 2 года. Эксперты поясняют эту тенденцию ставшим более явным разделением страны на бедных и богатых. Еще одна традиционная проблема отрасли - курсовые разницы, к колебанию курса валют чувствительны все производители, поскольку основная составляющая в себестоимости это табак, который импортируется и закупается в валюте.
Также 2010 год был отмечен ужесточением борьбы с табакокурением на государственном уровне и дальнейшим ограничением рекламы этого товара. «О борьбе с курением много говорится, но на самом деле не вовлекается ни одни действенный инструмент борьбы. Правительство просто заявило, что высокая цена на сигареты является показателем их недоступности» - говорит Владимир Демчак – «Такая позиция конечно приветствуется на Западе, в том числе теми кто раздает гранты».
В январе 2010 г. вступил в силу запрет рекламы табачных изделий во всех печатных СМИ (кроме специализированных изданий), и на сегодняшний день в Украине разрешено только минимальное общение с взрослыми курильщиками. Инициативы дальнейшего ужесточения рекламы табака периодически возникли на протяжении всего года. Некоторые из них откровенно абсурдны (есть предложение законодательно запретить курить дома на балконе), а некоторые могут существенно усложнить коммерческую деятельность – так, есть попытки вообще запретить коммерческую информацию в сфере табачной продукции, то есть дистрибутор не будет иметь права рассказывать ничего о товаре.
Игроки рынка отмечают, что реклама сама по себе не формирует спрос, а лишь распределяет спрос между игроками -вследствие рекламы потребитель переходит с марки на марку от одного производителя к другому. «Конкуренция между производителями табачных изделий основывается на переходе потребителей на другие торговые марки. Расти можно только за счет доли другого производителя, и изменения предпочтений курильщиков»- пояснил представитель отдела маркетинга крупной табачной компании.
Украинский табачный рынок: основные показатели
Год |
Объем производства, млрд шт |
Экспорт, млрд шт |
Импорт, млрд шт |
Контрабанда, млрд шт |
2001 |
69,44 |
3,0 |
2,2 |
15 |
2002 |
81,0 |
1,9 |
1,0 |
8 |
2003 |
96,8 |
2,9 |
2,1 |
1,0 |
2004 |
108,9 |
5,3 |
1,9 |
1,0 |
2005 |
120,2 |
6,5 |
2,6 |
0,5 |
2006 |
120,3. |
6,5 |
2,4 |
0,5 |
2007 |
128, 6 |
8,9 |
3,8 |
0,5 |
2008 |
129,8 |
10,2 |
4,5 |
1,2 |
2009 |
114,391 |
10,3 |
5,5 |
10-12 |
2010(январь-сентябрь) |
77,8
|
7,5 |
3,4 |
Данные: Госкомстат, Украинская торгово-промышленная конфедерация
Сумма акцизных поступлений в бюджет от табачных изделий
Год |
Поступления в бюджет от акциза на табачные изделия, млн грн |
2001 |
583,1 |
2002 |
683,7 |
2003 |
865,2 |
2004 |
1427 |
2005 |
1782 |
2006 |
2021 |
2007 |
2421 |
2008 |
3772 |
2009 |
8460 |
2010 (9 месяцев) |
9474 |
Данные: ГНАУ
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua