Казахстан существенно снизил объемы экспорта пшеничной муки на мировой рынок. Эту нишу заполнили россияне и украинцы.
«К сожалению, в 2010 году казахстанские мукомолы не смогли экспортировать около 250 тыс. т муки. Эту нишу заполнили россияне и украинцы, и сейчас эта тенденция сохраняется. Мало того, что мы теряем прибыль, но и лишаемся экспортных рынков, в этом году рынка Афганистана» - говорит глава Союза зернопереработчиков и хлебопеков РК Евгений Ганн.
- Наши основные конкуренты в Центральной Азии - Пакистан, Узбекистан и Россия. Если в январе 2010 года из Казахстана было отгружено 155 439, 8 тонн пшеничной и пшенично-ржаной муки, то в январе 2011 - всего 110 466,1 тонн. В феврале 2010 - 184 943,7 тонн, в феврале 2011г. - 108 853,1 тонн.
Что касается экспорта муки из Казахстана в Афганистан, то он уменьшится. Это был важный рынок сбыта казахстанской муки - туда уходило 23,7% экспортируемой продукции. Соответственно, мукомолы Казахстана контролировали местный рынок. Счастье закончилось накануне Нового года. Пакистан снял запрет на экспорт пшеницы (введенный в 2007 году из-за нехватки зерна) - и пакистанская мука затопила афганский рынок. Потому что там активное присутствие ожидается Пакистана.
- В Турцию экспорт муки будет сведен к нулю, турки поняли, что это выгодно, и в больших объемах уже производят муку и составят нам большую конкуренцию. Экспорт муки надо поддерживать, мы импортируем 16 000 тонн макарон, а экспортируем всего 12 000 тонн, ну разве здесь можно говорить о экспорте. Мы должны вести политику импортозамещения, только тогда сальдо по экспорту у нас будет положительным, - сказал Ган.
Его позицию поддерживают и представители ТОО «Цесна-Астык». Как пояснила специалист по связям с общественностью концерна «Цесна-Астык» Гульнара Каленова, российская мука дешевле за счет того, что стоимость российского зерна ниже. Раньше покупатель всегда отдавал предпочтение казахстанской муке, поскольку она более качественная, сейчас в условиях кризиса для потребителя огромное значение имеет цена, поясняет г-жа Каленова.
И потому «соседская» продукция в республике пользуется большим спросом, констатирует она. По ее словам, «Цесна-Астык» делает все, чтобы не сокращать производство, хотя уже и потерял один рынок сбыта - Афганистан. «Пока мы еще реализуем продукцию на внутреннем рынке. Однако неизвестно, сколько мы еще сможем это делать».
Но все ли так плохо, об этом мы решили спросить у самих экспортеров. Но, к сожалению, по их просьбе мы не указываем названия компании, мы приведем лишь их комментарии, полученные в телефонной беседе. Причиной этому служит нечестная конкуренция на казахстанском рынке муки.
Попытки пробить дорогу на внешние рынки отечественные предприятия делают давно, и лишь некоторые - успешно. Что мешает нашим производителям одолеть «рифы» международной торговли? Почему не в полной мере используется экспортный потенциал отрасли?
Мы опросили десять представителей малого и среднего бизнеса, и выяснили их планы на период август-сентябрь. «Увеличение экспорта муки в страны Центральной Азии, Афганистан, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом, будем строить дополнительные мельничные комплексы».
Есть ряд успешных проектов, например, крестьяне Акмолинской области теперь экспортируют не сырье, а готовую продукцию. Мельничный комплекс, построенный по программе индустриализации, начал реализовывать муку на рынки Ирана, Таджикистана, Афганистана, Кыргызстана и Узбекистана. Теперь здесь планируют открыть макаронный цех.
В Узбекистан они планируют экспортировать примерно 15 тысяч тонн, 20 тысяч тонн - в Таджикистан и Афганистан. В этом году планируется отгрузить на экспорт 45 тысяч тонн.
Аналогичный проект реализован и в центре Шортандинского района. Мельница, оснащенная современным оборудованием, производит 44 тысячи тонн муки год. Здесь есть и свое хранилище на 7,5 тонн пшеницы. Все работы уже завершены, теперь здесь ждут сырье. С началом уборки планируют работать круглосуточно.
На вопрос: будет ли уменьшен экспорт муки в связи с конкуренцией на мировом рынке - почти все преуспевающие представители ответили, что все зависит от самого человека, от политики фирмы, конкуренция преследует нас везде, и на внутреннем рынке ее много.
Следующий факт обратил на себя наше внимание, о том, что «на внутреннем рынке нам не дают спокойно торговать мукой, всюду нас вытесняет ТОО «Цесна-Астык». Цена у них ниже рыночной, все покупатели уходят за продукцией «Цесна-Астык», но и это нам не мешает, мы стараемся наращивать свою клиентскую базу. На экспорт муку гнать гораздо легче, там меньше препятствий».
Свет в конце экспортного тоннеля есть, и проглядывается лучше. Дело с мертвой точки сдвинулось, реально обозначена государственная поддержка, процесс побуждается и программой форсированного индустриально-инновационного развития. Устанавливается государственно-частное партнерство. И, как отмечают многие предприниматели, есть сейчас действенные инструменты для продвижения казахстанских товаров на экспорт.
Нужно только отойти от привычки самому набивать шишки, самостоятельно изобретать «велосипеды» и учиться торговать по законам внешнего рынка, считает другой экспортер.
По материалам: КазахЗерно
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua