Казахстан удешевит железнодорожные тарифы для зернотрейдеров, чтобы простимулировать экспорт зерна. В Украине, где экспорт также стопорится, правительство вряд ли пойдет на такие меры, считают участники рынка.
Правительство Республики Казахстан вводит программу субсидирования экспорта. помочь зернотрейдеров чиновников вынуждают слабые темпы международной торговли на фоне затоваривания внутреннего рынка. Если не разгрузить рынок от зерна нового урожая, то страна столкнется с дефицитом элеваторных мощностей – эту же проблему прочат и Украине уже через насколько недель.
Дефицит в два миллиона
Министерство сельского хозяйства Казахстана прогнозирует, что из-за дефицита мощностей по хранению без крыши над головой может остаться 1,5-2млн тонн зерновых. «Мы наблюдаем, что в основных зерносеющих регионах возможен, с учетом высокого урожая, дефицит мощностей хранения до 1,5-2 млн. тонн», - сказал министр сельского хозяйства Кзахстана Асылжан Мамытбеков на заседании правительства.
По его словам, сейчас правительство рассматривает возможность перемещения зерна из наиболее затоваренных областей в регионы, где еще сохраняется потенциал по хранению. При этом перемещению поддаются только государственные ресурсы зерновых, количество которых ограничено и таким образом принципиального влияния на рынок такая миграция зерна не окажет. «Этот вопрос будет вынесен на государственную комиссию», - сказал министр. В настоящее время в стране проводится «активная подготовка хлебоприемных предприятий».
Излишек за границу
В этом году урожай зерна в Казахстане прогнозируется на уровне 18-18,9 млн. тонн. Экспортный потенциал оценивается в 10 млн тонн. Чтобы ускорить темпы экспорта правительство Казахстана уже объявило о начале программы субсидирования международной торговли. Предполагается, что субсидироваться будут поставки казахстанского зерна в направлении Черного и Балтийского морей. «Государство будет стимулировать экспорт зерна в направлении Балтийского и Черного морей и, таким образом, балансировать зерновой рынок» - сказал министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков.
Планируется, что правительство возьмет на себя часть затрат на железнодорожные перевозки – к такому методу стимулирования экспорта в Казахстане уже прибегали в 2009 году.«Экспортный потенциал оценивается на уровне более 10 миллионов тонн», - сказал министр.
Отметим, что аналогичная ситуация может возникнуть и на украинском рынке – возможные проблемы эксперты связывают с рекордным урожаем кукурузы, который может оказаться непосильным испытанием для украинского элеваторного хозяйства. Учитывая дождливую погоду урожай будет нуждаться в сушке, а элеваторные мощности могут не справиться с приемом дополнительных 17 млн тонн кукурузы, если их не успеют освободить от ранних зерновых - что вполне вероятно, учитывая низкие темпы экспорта из страны.
Украинское правительство также уже заявило о возможном стимулировании экспорта зерна. Среди возможных мер обсуждается возвращение НДС при операциях с зерном (при условии покупки партии непосредственно у товаропроизводителя). Введение скидок на жд тарифы в Украине участники рынка считают маловероятным. «Вряд ли. У всех есть уже финансовые планы, вряд ли кто-то захочет поступиться частью прибыли» - сказал генеральный директор Украинской аграрной конфедерации Сергей Стоянов.
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua