Благодаря Таможенному союзу белорусский НПЗ успешно демпингует украинские заводы, а правительство до сих пор не защищает рынок от импортеров. Ключевым может стать 6 сентября, когда может быть принято судьбоносное для рынка нефтепродуктов решение.
Мне смешно и грустно, когда в СМИ псевдо-аналитики самолично закрывают завод и обвиняют его в работе на российский рынок. Хорошо, что у нас сейчас есть возможность "сдавать" свой завод "в аренду" другим компаниям, чтобы выйти на минимальную положительную маржу. Благодаря увеличению давальческой переработки нам удалось несколько повысить финансовую эффективность работы завода. По итогам семи месяцев года маржа переработки составляет плюс 2,3 доллара на тонне, а не минус 38,5 доллара на тонне, как это было в марте. Это позволяет нам не останавливать завод, чтобы на нем продолжали работать и получать зарплату более трех тысяч человек. Отмечу, что в то время как Лисичанскому и другим украинским НПЗ приходится придумывать способы спасения производства, Мозырский НПЗ получает "фору" на каждой тонне в размере 123 долларов за счет доступа к более дешевому сырью в рамках Таможенного союза.
Впрочем, несмотря на все наши усилия, места для Лисичанского НПЗ на внутреннем рынке может не найтись. И вот почему.
За время, прошедшее с момента возбуждения специального расследования по импорту нефтепродуктов в Украину (25 января), ничего не изменилось. Заводы по-прежнему терпят убытки. Импортеры по-прежнему увеличивают экспансию на украинский рынок. Большую часть в этих объемах по-прежнему занимает российское и белорусское горючее, поскольку производится из льготной нефти. Их преимущество никак нельзя считать конкурентным, поскольку оно субсидируется соседними государствами. А украинское правительство до сих пор не защищает рынок от экспансии импортного топлива.
Ассоциация "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" делает все возможное, чтобы слушания по спецрасследованию так и не состоялись. Прошло 8 судебных разбирательств по поводу неправильно расставленных запятых и кавычек. Если бы не это судебное затягивание, уже в течение 45 дней с начала расследования правительство могло бы принять хотя бы предварительные меры.
6 сентября может стать историческим днем для украинской нефтепереработки. Если утром этого дня дело не будет снова заблокировано через суд, уже днем Минэкономики проведет слушания по спецрасследованию. После этих слушаний может быть принято решение, судьбоносное для украинского рынка нефтепродуктов.
Феликс Лунев, исполнительный директор ООО "ТНК-BP Коммерс" (владеет Лисичанским НПЗ)
Автор: Феликс Лунев
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua