Эксперт Комитета по вопросам топлива и энергетики Американской торговой палаты в Украине, старший юрист CMS Cameron McKenna Виталий Радченко изложил свое видение того, как Украина может уменьшить зависимость от России в нефтегазовой отрасли.
Несмотря на отсутствие каких-либо кардинальных перемен, последние несколько лет послужили важным переходным периодом для украинской нефтегазовой индустрии, проложив путь для перспективных событий 2012 года. Речь идет о процессах в сфере разведки и добычи углеводородов, свидетелями которых мы сейчас являемся и которые стали возможными после того как существенно был доработан один из основных законодательных актов для отрасли — Закон Украины "О соглашениях о разделе продукции" (СРП).
По предварительным данным Геологической службы США, Украина способна обеспечить извлечение порядка 1-2,5 трлн. кубометров нетрадиционного газа. Ряд ведущих международных нефтяных и газовых компаний также подтвердили потенциал запасов нетрадиционного газа в Украине своей заинтересованностью в участии в освоении украинских месторождений. В то время как такие влиятельные игроки, как ТНК-BP, Chevron, Shell, ENI и ExxonMobil размышляют над детальными инвестиционными планами, Украина получает дополнительную возможность перестать быть страной малых и средних инвестиций и приблизиться к своей цели стать энергетически независимой.
Законодательные изменения в СРП и анонсирование двух тендеров
Как уже упоминалось, в 2011 году украинский парламент внес несколько изменений в основной закон, регулирующий соглашения о разделе продукции. Прежде всего, парламент восстановил ветированное в 2010 году "стабилизационное положение", направленное на защиту прав инвесторов от неблагоприятных изменений в законодательстве. Это положение — пример применения лучших международных практик — является существенным шагом вперед для Украины, правительство которой таким образом продемонстрировало желание и дальше развивать и модернизировать энергетический сектор Украины за счет привлечения иностранных и отечественных инвестиций.
Активная работа в сфере улучшения законодательства привела к анонсированию конкурсов о заключении соглашений о распределении углеводородов, которые будут добываться на территории Олесской и Юзовской площадей. Официально информация о конкурсах была опубликована в правительственной газете "Урядовий Кур'єр" 23 февраля 2012 года. Победители конкурсов получат право на разведку и промышленную добычу природного и сланцевого газа, газа в плотных породах, метана угольных месторождений, нефти и конденсата на протяжении 50 лет. В соответствии с требованиями Кабинета Министров Украины, минимальный объем инвестиций, необходимых на стадии геологоразведовательных работ, будет составлять не меньше 1,3 млрд. гривен для Олесской площади и 1,6 млрд. гривен для Юзовской. На стадии промышленной разработки (если ее коммерческая целесообразность будет доказана и инвестор решит перейти к таковой) минимальный объем необходимых инвестиций составит не менее 25 млрд. гривен для Олесской площади и 30 млрд. гривен для Юзовской.
Учитывая объемы требуемых инвестиций, на данном этапе правительству Украины крайне важно обеспечить прозрачное и конкурентное проведение тендеров, поскольку именно способность украинского государства обеспечить соблюдение всех законодательных норм и гарантировать стабильность законодательства ввиду больших рисков для инвесторов, связанных с добычей нетрадиционного газа, будут свидетельствовать о серьезности его намерений.
Переговоры с Газпромом и тарифная политика
На протяжении всего 2011 года НАК "Нефтегаз Украины" вел сложные переговоры с российским Газпромом, отчаянно пытаясь достичь соглашения о более низкой цене на российский природный газ. В отличие от некоторых европейских стран, которые сумели договориться о скидках, или соседней Польши, власти которой после шести месяцев безуспешных переговоров постановили разрешить ценовой спор через арбитражный суд в Стокгольме, "Нефтегаз" все еще надеется найти беспроигрышное для обеих сторон решение. Такое положение дел существенно влияет на газовую политику ценообразования в Украине, что делает ситуацию непредсказуемой как для бизнеса, так и граждан.
Кроме цены на газ, правительство обеспокоено еще и заинтересованностью Газпрома в прямом доступе к украинским ГТС и газораспределительным сетям, что позволит контролировать как импорт газа и его транзит в Европу, так и поставки конечным потребителям. Учитывая, что Газпром и так владеет значительной долей рынка поставок газа промышленным потребителям, контроль над газораспределительными сетями может в корне изменить этот рынок. Очевидно, что такое положение дел не выгодно ни украинским властям, ни деловому сообществу, так как контроль над образованием цен на газ на границе и внутри страны перестает быть им подвластен.
Путь к качественному топливу
Несмотря на то, что большая часть трейдеров и производителей топлива были готовы к смене стандартов на более высокие уже в 2011 году, переход на EURO 4/EURO 5 стандарты, запланированный правительством на июль 2011, а затем январь 2012 года, был вновь отложен. Задержка была вызвана несколькими нефтеперерабатывающими заводами, которые не смогли завершить свои программы модернизации. Если же правительство собирается откладывать переход до тех пор, пока модернизация этих заводов не будет закончена, Украина сможет получить новые стандарты качества топлива не ранее чем через два года.
В сфере налогового законодательства, конец 2011 года принес очередные изменения Налогового кодекса, которые предусматривали рост следующих показателей:
- Акцизы на бензин и дизельное топливо выросли примерно на 10%;
- Взнос за пользование недрами для добычи природного газа — примерно на 11%;
- Эконалог на выбросы, загрязняющие среду — примерно на 9% (входит в цену бензина).
Если во многих странах налоговое законодательство используется зачастую как стимулирующий механизм для увеличения добычи и переработки нефти и газа, то в Украине динамика последних лет свидетельствует лишь о постоянном повышении налогов для этого сектора, что существенно замедляет темпы развития отрасли. Решение правительства пересмотреть существующий подход, усложненный требованиями к государственным добытчикам продавать газ по заниженным ценам, которые не всегда покрывают их затраты, а также потребности в финансировании поиска новых месторождений позволило бы не только увеличить объемы добычи нефти и газа, но и приблизиться к достижению энергетической независимости страны.
Напоследок отметим, что в 2012 правительству предстоит еще решительнее принимать меры по увеличению объемов добычи и производства нефти и газа из уже существующих скважин, а также активно разрабатывать и исследовать залежи нетрадиционного газа и углеводородов на шельфе Черного моря. Немаловажное значение будет иметь налоговое стимулирование нефтегазовых компаний, повышение тарифов на газ для населения и, как следствие, на газ, добываемый государственными компаниями.
Автор: Виталий Радченко
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua