Россия хочет расширить экономическое сотрудничество с Китаем не только из-за проблем в зоне евро, уверены эксперты. Пока Пекину в России интересны только нефть и газ, но Москва намерена заинтересовать его еще и технологическими отраслями.
Российские экономические отношения с Китаем обречены на углубление, уверены эксперты. Сам Китай, по сообщениям СМИ, в срочном порядке разрабатывает план "Б", в котором рассматривает вариант выхода Греции из состава еврозоны.
Пока Китай больше всего заинтересован в получении от России недорогих энергоносителей, а Россия - в привлечении китайских инвесторов в Сибирь и на Дальний Восток.
Интерес России к Китаю отчасти объясняется замедлением экономической активности в зоне евро.
В Китае экономисты также ожидают "жесткую посадку", то есть замедление темпов роста экономики, но даже в этом случае Китай остается второй экономикой в мире и спрос на главный экспортный продукт России сохранится на высоком уровне.
Накануне своего визита в Пекин и за несколько дней до начала саммита ШОС (Шанхайской Организации Сотрудничества, в которую кроме России и Китая входят также Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Казахстан) российский президент Владимир Путин написал статью о российско-китайских экономических отношениях в официальное издание "Жэньминь жибао".
"В 2011 году товарооборот России и КНР достиг рекордного показателя – 83,5 млрд долларов, - написал Путин в издании. - Сегодня мы ставим цель уже в среднесрочной перспективе, к 2015 году – выйти на отметку в 100 млрд долларов, а к 2020 году – в 200 млрд долларов".
Некоторые эксперты соглашаются, что эта цифра может показаться невероятной, однако китайские инвесторы только начинают вкладывать в российскую экономику. Сейчас китайские инвестиции в ценные бумаги в России не превышает 2 млрд долларов в год, говорит генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев.
В самом Китае правительство уже поручило центробанку в срочном порядке проанализировать сценарии выхода Греции из состава еврозоны, сообщило в понедельник со ссылкой на несколько источников агентство Рейтер.
По мнению профессора Института стран Азии и Африки при МГУ, Виля Гельбраса, увеличить товарооборот с 83 до 200 млрд долларов - ". "Для такого роста товарооборота нужны качественные изменения. Россия, в основном, поставляет в Китай сырье и закупает потребительские товары. За исключением атомной отрасли, у нас почти нет конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, которой можно было бы заинтересовать Китай", - рассказал эксперт Би-би-си.
Еще в 2006 году "Газпром" и CNPC договорились о строительстве двух газопроводов, по которым в Китай будет поставляться 68 млрд кубометров российского газа. В 2011 году было подписано соглашение, по которому оговаривались маршруты и первоначальные объемы поставки – 30 млрд кубометров газа. Однако с тех пор стороны так и не согласовали цену.
Вопрос о цене на газ Владимира Путина в Пекин (еще в качестве премьер-министра) осенью 2011 года, напоминает аналитик "Тройки Диалог" Крис Уифер. Стороны также не могли договориться о стоимости строительства газопровода. Российская монополия оценивала строительство в 14 млрд долларов, но китайская сторона говорила, что может сделать это дешевле.
"Для "Газпрома" соглашение по газовому вопросу с Китаем - это вопрос престижа, - полагает Крис Уифер. - Потому что финансовая выгода будет очень нескоро".
Сотрудничество в области энергетики для России и Китая сейчас самое важное, говорит Иван Чакаров, аналитик по России компании "Ренессанс Капитал". Однако Россия попытается поменять структуру экономических отношений, уверена Лилит Геворгян, эксперт исследовательского агентства IHS Global Insight.
"Китай - это самый быстрорастущий потребитель энергии в мире, а Россия - крупнейший экспортер энергоносителей. Китай интересуется нефтью, газом и другими полезными ископаемыми, но в области технологического сотрудничества между двумя странами почти ничего не происходит, - уверена эксперт. - В России многие полагают, что для Китая их страна - просто поставщик энергоносителей, но ничего более".
Кроме энергетического сотрудничества Россия также заинтересована в том, чтобы привлекать китайские инвестиции в инфраструктуру Дальнего Востока и Сибири.
С учетом роста товарооборота между Россией и Китаем должны развиваться порты и дороги, говорит Кирилл Дмитриев из РФПИ. "Будут расти инвестиции в агросектор, он недоинвестирован в России, лесообрабатывающую отрасль", - рассказывает Дмитриев. Накануне РФПИ и Китайская национальная корпорация (CIC) объявили о создании совместного фонда с капиталом в 2-4 млрд долларов. По одному миллиарду в фонд вложат РФПИ и CIC, а остальные деньги будут привлечены от внешних инвесторов.
70% этих денег будут вложены в проекты на территории России.
"И так в Китай инвестируют много денег, некоторые даже говорят, что там переизбыток капитала, а Россия недоинвестирована. В связи с тем, что некоторые отрасли экономики будут расти очень быстро, многие компании будут расти как на дрожжах", - рассказал Кирилл Дмитриев в интервью Би-би-си.
"Один миллиард долларов - небольшая инвестиция CIC по сравнению с их общем размером фонда в 410 млрд долларов, но это все равно хорошее начало", - считает Лилит Геворгян.
Владимир Путин уже пообещал, что стороны будут развивать сотрудничество в области авиации.
Российские СМИ сообщили о планах совместной разработки пассажирского дальнемагистрального самолета, который составит конкуренцию и Airbus, и Boeing.
Россия предоставит технологии, а Китай - деньги.
"Если вы верите, что Китай станет в будущем очень важным игроком на мировой арене, то вы будете укреплять сотрудничество с ним на всех уровнях", - говорит Иван Чакаров.
Ранее газета "Ведомости" писала, что "Рособоронэкспорт" поставит в Китай 14 авиадвигателей на сумму 700 млн долларов.
"Я не думаю, что даже если бы у США или Европы были бы средства, которые они могли бы вложить в такой проект, они бы смогли это сделать, так как правительствам пришлось бы отвечать на вопросы налогоплательщиков. Например, "почему вы решили вложить деньги в Россию, когда мы видим, что у них происходит в политике, когда в Европе кризис, и вместо того чтобы спасать Грецию или Испанию, вы вкладываете их в Россию?!", - поясняет Чакаров.
"Китай для нас – один из крупнейших международных рынков, где наблюдается устойчивый спрос на российские вертолеты на фоне растущего желания китайских коллег развивать сотрудничество с Россией в сфере вертолетостроения", - говорит пресс-секретарь "Вертолетов России", крупнейшего российского вертолетостроительного холдинга, Роман Кириллов.
Источник: Русская служба DW
Инф. korrespondent.net
e-finance.com.ua