• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Лукашенко пугает отказом от прибалтийских портов
    2012-11-12 10:30:20

    Президент Беларуси Александр Лукашенко создал новую внешнеполитическую интригу, пообещав переориентировать грузы с прибалтийских портов на ленинградские. Это заявление вызвало дискуссию среди политиков и экономистов.

    Эксперты в большинстве своем склонны считать, что сказанное белорусским президентом не более чем политическая спекуляция.

    "Мы приняли принципиальное решение о переориентации больших объемов грузов, в том числе калийных удобрений, с портов балтийских государств на ваши порты", — заявил Лукашенко в беседе с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. "Мы очень серьезно обсуждали эту тему на последней встрече с президентом России Владимиром Путиным", — признался он. "Президент России однозначно поддержал эту инициативу. Нам надо договориться с железнодорожниками Беларуси и России и побыстрее реализовать эти договоренности", — сказал Лукашенко.

    "Думаю, что если вы даже где-то пойдете на уступки белорусам, то в объемах вы значительно выиграете, потому что это не один десяток миллионов тонн грузов, которые мы переваливаем в портах балтийских государств", — намекнул он на необходимость пересмотреть российские тарифы в сторону снижения.

    На заявления президента Беларуси тут же прореагировали в Литве и Латвии — странах, которые в настоящее время переваливают основную часть белорусских грузов. "Иногда мы слышим такие сигналы… давайте подождем и посмотрим", — осторожно высказался на эту тему министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис. "Я убежден, что наши страны обладают очень современными портами и современным оборудованием и конкурентными ценами. Это вопрос к России и Беларуси, будут ли принятые ими решения политическими, или экономическими и практическими", — намекнул он на политическую составляющую этого решения. "Я очень надеюсь, что в итоге все решит экономика, а не политические импульсы, поскольку они приходят и уходят", — поддержал коллегу и министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич.

    В то же время сама тема не стала новой. Еще в 2005 году шла речь о том, что Беларусь откажется от латвийских и литовских портов в пользу калининградских. Тогда она шла в одном пакете с вопросом цены на газ. Более того, в протоколах решений было записано, что через Калининград Беларусь перевалит 1 млн. тонн удобрений. Однако об этих намерениях Беларусь забыла сразу же, как только получила льготные цены на газ. В начале 2006 года речь зашла уже о перевалке грузов через Усть-Луг. Правительство Беларуси заявило о готовности создавать в Усть-Луге терминал для загрузки белорусских минеральных удобрений, и снова все ограничилось намерениями. Эксперты тогда говорили, что Россия должна снизить свои тарифы на 40%, чтобы цены оказались конкурентоспособными, однако такое развитие ситуации ей невыгодно. Как, впрочем, и Белоруссии оплачивать политические проекты.

    Дело в том, что у Белоруссии есть своя стратегия логистики. Ее основные постулаты — диверсификация поставок и поддержание постоянной конкуренции между портами за белорусский транзит, что, к слову, дает свой эффект. Кроме того, специальная госпрограмма предусматривает переход к поставкам, например, нефтепродуктов, на условиях FOB (доставка товара до судна) и CIF (до порта назначения). Для этого нужны собственные терминалы в портах, и соответствующие предложения от Литвы и Латвии Белоруссия получала неоднократно. Однако решение этого вопроса также затормозила необходимость привязки к одному порту.

    К тому же даже для обывателя очевидно, что 1000 км до Петербурга и 500, например, до Клайпеды никак не могут стоить одинаково. Кроме того, из России в Европу путь также дольше, чем из Прибалтики. В этой ситуации, если Россия снизит свои тарифы до конкурентных по отношению к прибалтийским, то это будет не экономический, а политический проект. Правда, эксперты расходятся во мнении относительно того, кто будет его оплачивать. Высказывается мнение, что таким может быть счет Белоруссии за контрабанду нефтепродуктов под видом растворителей и разбавителей. "Россия выдвинула определенные условия в обмен на помощь Беларуси, и Беларуси некуда деваться", — считает министр коммуникаций и транспорта Литвы Элигиюс Масюлис. Правда, он не думает, что будут расторгнуты действующие контракты. "В долгосрочной перспективе все же по причине недостаточно развитой инфраструктуры, по крайней мере пока, санкт-петербургский порт и новые строящиеся порты в этом регионе не будут готовы к дополнительному обслуживанию очень большого объема грузов", — аргументирует он свою точку зрения.

    Большинство экспертов и вовсе склонны считать, что заявления Лукашенко — лишь "демонстрация лояльности" России, за которой не последует никаких действий. "Пока это просто риторика, которая не подкреплена ничем конкретным. Просто логистически перевалка грузов через балтийские порты для Белоруссии оптимальна", — считает белорусский эксперт Татьяна Маненок.

    Нельзя забывать еще и о том, что тема отказа от услуг балтийских портов связана с темой санкций в отношении Белоруссии. Литва не случайно выступает яростным противником экономических санкций в отношении официального Минска и лоббистом его интересов в Брюсселе. Весной при обсуждении темы санкций посол Беларуси в Литве Владимир Дражин говорил о том, что переориентация грузов из Литвы будет стоить этой стране 2,66 млрд. долл. и потери 12 тыс. рабочих мест. По информации посла Белоруссии в Латвии Александра Герасименко, через страну его пребывания идет более 50% всех морских грузов Белоруссии. При этом белорусские грузы дают более 40% грузооборота в портах Латвии. Это значит, что балтийские государства всеми силами будут удерживать Беларусь, а для Минска, в свою очередь, отказаться от диверсификации в пользу российского порта — это политическое и экономическое безумие.

    По материалам: Независимая газета

    Инф. delo.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.