В Одессе в советское время работало десять морских учебных заведений разного профиля. Они готовили специалистов для морского, технического рыбопромыслового флотов. Старейшими из них были мореходная школа и мореходное училище союзного министерства морского флота.
1 июля 1898 года в Одессе, "с целью давать молодым людям, готовившимся к исполнению обязанностей капитанов и их помощников на торговых судах дальнего плавания, соответствующее теоретическое и практическое образование", при Коммерческом училище были открыты классы торгового мореплавания . Таким образом в Одессе появилось новое морское учебное заведение, многие выпускники которого в дальнейшем внесли значительный вклад в развитие морского транспорта страны. Но тогда, на 30 вакантных мест было подано 28 заявлений. Занятия начались 2 ноября, а до этого юноши сдавали экзамены и проходили испытание морем, плаванием проверялись морские качества будущих судоводителей.
Классы торгового мореплавания в течении двадцати лет возглавлял коллежский ассесор Логвин Логвинович Гавришев, автор многих учебников и учебных пособий для штурманов. Это было привилегированное учебное заведение выше третьего разряда - внеразрядное. Классы не имели ни пансионата, ни общежития и поэтому морские ученики жили на частных квартирах за свой счёт. Кроме того, они за свой счёт приобретали форменное обмундирование, спецодежду и всё остальное, что должен был иметь будущий моряк для успешного обучения. Также, каждый учащийся оплачивал своё обучение в размере 125 рублей в год. Это объяснялось привилегированностью учебного заведения и его внеразрядностью.
7 июля 1901 года Классы торгового мореплавания были преобразованы в Одесское Училище торгового мореплавания. Для Училища специально было построенно красивое трёхэтажное здание. Оно по сей день высоко стоит над морем, на углу Канатной улицы и Карантинного спуска в порт и отмечено в лоции. В советское время здание объявили памятником архитектуры. Когда идешь от парка им. Шевченко к центру города и выходишь из Барятинского переулка, то перед вами в миг возникает как бы силуэт форштевня большого судна, на который вы смотрите снизу вверх. Это чудо восприятия спроектировал одесский архитектор Л.Л. Влодек. Именно он спроектировал дом с атлантами на улице Гоголя, гостиницы "Пассаж" и "Большая Московская" на Дерибасовской, и многих других красивейшие здания в Одессе. В высоких и больших аудиториях, лабораториях, просторных коридорах училищного здания полы были выложены превосходным паркетом, а стены обшиты дубовыми панелями. Естественный свет проникал во все учебные помещения и коридоры через огромные окна. В просторные учебные классы вели двустворчатые высокие дубовые двери. В построенном здании, согласно проекта, в левом крыле жили преподаватели, а правое было рассчитано на учёбу 130 будущих мореплавателей. В дальнейшем помещения левого крыла также были использованы для учебных целей. Там на первом этаже был оборудована лаборатория электротехники и электрооборудования судов.
Училищу торгового мореплавания было определено и передано собственное судно - трёхмачтовый парусник назывался "Великая княжна Марья Николаевна", с металлическим корпусом и полным парусным вооружением. Каждый год, всё лето и часть осени "Великая княжна" ходила в бассейнах Чёрного и Средиземного морей под командой капитана Павла Захаровича Баяна. Ему подчинялись три его помощника, боцман, семнадцать человек матросов и прислуги и практиканты. Если в порту очередной стоянки случались попутные грузы, то учебное судно перевозило их. Первое испытание штормовым морем, выдерживали не все практиканты, но те кто выдерживал, как правило, становился настоящими моряками.
В Одесском училище в начале прошлого века на судоводительской специальности изучались следующие предметы: русский язык, словесность, иностранные языки, физика, математика, навигация с лоцией, мореходная астрономия, пароходная механика, физическая география, законоведение, судовая гигиена, коммерция и товароведение с элементарными сведениями по политической экономии, экономика, бухгалтерия, коммерческая география.
Тогда же в июле 1901 года в дополнение к судоводительскому отделению в училище открыли ещё механическое отделение для подготовки судовых механиков-паровиков. Судоводители и судовые механики тогда высшего образования не получали. В созданном в училище соответствующем циркуляре было написано:
"Ученики должны быть так наставлены, чтобы они не гнушались начать службу с плавания в должности машинистов с тем, чтобы через 2-4 года занять должности механиков", и ещё, что - "Школа должна готовить знающих дело механиков-практиков, способных управлять новейшими машинами самых больших размеров".
Источник http://odesskiy.com
e-finance.com.ua