• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Как в Одессе становились моряками до революции
    2013-01-28 23:02:37

    В Одессе в советское время работало десять морских учебных заведений разного профиля. Они готовили специалистов для морского, технического рыбопромыслового флотов. Старейшими из них были мореходная школа и мореходное училище союзного министерства морского флота.

    1 июля 1898 года в Одессе, "с целью давать молодым людям, готовившимся к исполнению обязанностей капитанов и их помощников на торговых судах дальнего плавания, соответствующее теоретическое и практическое образование",  при Коммерческом училище были открыты классы торгового мореплавания . Таким образом в Одессе появилось новое морское учебное заведение, многие выпускники которого в дальнейшем внесли значительный вклад в развитие морского транспорта страны. Но тогда,  на 30 вакантных мест было подано 28 заявлений. Занятия  начались 2 ноября, а до этого юноши сдавали экзамены и проходили испытание морем, плаванием проверялись морские качества будущих судоводителей.

    Классы торгового мореплавания в течении двадцати лет  возглавлял коллежский ассесор Логвин Логвинович Гавришев, автор многих учебников и учебных пособий для штурманов. Это было привилегированное учебное заведение выше третьего разряда - внеразрядное.  Классы не имели ни пансионата, ни общежития и поэтому морские ученики жили на частных квартирах за свой счёт.   Кроме того, они за свой счёт  приобретали форменное обмундирование, спецодежду и всё остальное, что должен был иметь будущий моряк для успешного обучения. Также, каждый учащийся оплачивал своё обучение в размере 125 рублей в год. Это объяснялось привилегированностью учебного заведения и его внеразрядностью.

    7 июля 1901 года Классы торгового мореплавания были преобразованы в  Одесское Училище торгового мореплавания.  Для  Училища специально было построенно  красивое трёхэтажное здание. Оно по сей день высоко стоит над морем,  на  углу Канатной улицы  и Карантинного  спуска в порт  и отмечено в лоции. В советское время  здание объявили памятником архитектуры. Когда идешь от парка им. Шевченко к центру города и выходишь из Барятинского переулка, то перед вами в миг возникает как бы силуэт форштевня большого судна, на который вы смотрите снизу вверх. Это чудо восприятия спроектировал одесский архитектор Л.Л. Влодек. Именно он спроектировал дом с атлантами на улице Гоголя, гостиницы  "Пассаж" и "Большая Московская" на Дерибасовской,  и многих других красивейшие здания в Одессе.  В высоких и больших аудиториях, лабораториях, просторных  коридорах  училищного здания полы были выложены превосходным паркетом, а стены обшиты дубовыми панелями. Естественный свет проникал во все  учебные помещения и коридоры через  огромные    окна. В просторные учебные классы вели  двустворчатые высокие дубовые двери.  В построенном здании, согласно проекта, в левом крыле жили преподаватели, а правое было рассчитано на учёбу 130 будущих мореплавателей. В дальнейшем помещения левого крыла также были использованы для учебных целей. Там на первом этаже был оборудована лаборатория электротехники и электрооборудования судов.

    Училищу торгового мореплавания было определено и передано собственное судно - трёхмачтовый парусник назывался "Великая княжна Марья Николаевна", с  металлическим корпусом и полным парусным вооружением. Каждый год, всё лето и часть осени "Великая княжна" ходила в бассейнах Чёрного и Средиземного морей под командой капитана Павла Захаровича Баяна. Ему подчинялись три его помощника, боцман, семнадцать человек матросов и прислуги и практиканты. Если в порту очередной стоянки случались попутные грузы, то учебное судно перевозило их. Первое испытание штормовым морем, выдерживали не все практиканты, но те  кто выдерживал, как правило, становился настоящими моряками.

    В Одесском училище в начале прошлого века на судоводительской специальности изучались следующие предметы:  русский язык, словесность, иностранные языки, физика, математика, навигация с лоцией, мореходная астрономия, пароходная механика, физическая география, законоведение, судовая гигиена, коммерция и товароведение с элементарными сведениями по политической экономии, экономика, бухгалтерия, коммерческая география.

    Тогда же в июле 1901 года в дополнение к судоводительскому отделению в училище  открыли ещё механическое отделение для подготовки судовых механиков-паровиков. Судоводители и судовые механики тогда высшего образования не получали. В созданном в училище соответствующем циркуляре было написано:
    "Ученики должны быть так наставлены, чтобы они не гнушались начать службу с плавания в должности машинистов с тем, чтобы через 2-4 года занять должности механиков",   и ещё, что - "Школа должна готовить знающих дело механиков-практиков, способных управлять новейшими машинами самых больших размеров".

     

    Источник http://odesskiy.com

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.