В обозримом будущем бензин дешеветь не будет. Среди главных причин – повышение цен на нефть и желание трейдеров не потерять в прибыли.
2 мая на ведущих нефтяных биржах в Лондоне и Нью-Йорке цена на нефть достигла отметки в 75 долларов за баррель. Таким образом, апрельский тренд, когда цена «черного» золота росла практически каждый день, подтвердился и в мае. Собственно, иначе быть и не могло. Отношения западных стран с таким крупном поставщиком энергоносителей, как Иран продолжают обостряться. Кроме того, ухудшается политическая ситуация в Нигерии - в нефтедобывающих регионах страны представители местных племен проводят диверсии, требуя у транснациональных корпораций делиться прибылью от добычи нефти.
Это, естественно, отразилось на цене нефти, реализуемой в Украине. В апреле, по данным Научно-технического центра “Психея”, нефтепродукты в крупном опте еженедельно дорожали в среднем на 2%. «Подорожание нефти в мире является основной причиной роста цены на нефть для украинских НПЗ», - считает исполнительный директор UPECO Сергей Куюн.
Примечательно, что цена на нефть марки Urals (добывается в основном в Западной Сибири и в Поволжье) растет пропорционально нефти марки «Brent» (добывается в Северном море). Другими словами, российская нефть стоит практически столько же, сколько и нефть европейская. Украина могла бы это использовать и диверсифицировать поставки нефти в страну. Однако, сделать это вряд ли получится.. На вопрос «Главреда», почему на украинские НПЗ не идет сырье из нероссийских месторождений, Сергей Куюн ответил следующим образом: «Конкуренция идет за счет транспортировки, за счет логистики. Российская нефть ближе всего к Украине. В этом нет политики. Например, все претенденты на покупку акций Мажейкяйского НПЗ в Литве в свои планы закладывают только один вариант поставки сырья для переработки – из России».
В то же время, в Украине нет крупных заводов, не подконтрольных российским или татарским (а значит, тоже российским) компаниям. Российские акционеры имеют собственную добычу нефти и не видят смысла покупать ее в других странах. Рынок, фактически, монополизирован россиянами: подконтрольные группе «Приват» два сравнительно небольших НПЗ в Дрогобыче и Надвирной погоды не делают. Их акционеры озабочены больше тем, как на аукционах сбить цену на добытую в Украине нефть, которая является основным сырьем для переработки на этих предприятиях.
В погоне за сверхприбылью
Цены на бензин и дизельное топливо в Украине начали свой рост в первой декаде апреля. Примечательно, что рост цены на нефтепродукты в прошлом году также пришелся на апрель-май. Тогда среди причин, «подогревших» рынок, менеджеры НПЗ называли наличие льготной цены на дизтопливо для аграриев. Год назад менеджеры НПЗ пошли на уступки и договорились с Кабмином о льготных поставках дизельного топлива для сельскохозяйственных производителей. И хотя значительная часть ДТ к потребителям не доходила – оно почти открыто продавалось по рыночной цене любому желающему, а разницу между льготной и рыночной ценой получали фирмы, которые имели право на поставку нефтепродуктов селянам, цена на бензин на АЗС неуклонно росла. Почему?
Повышение цен нефтетрейдеры объясняли необходимостью компенсировать потери от продажи “льготного” ДТ (!). Сейчас каких-либо скидок на дизельное топливо для аграриев нет, а это означает, что очевидной причины, имеющей внутренний характер, для повышения цены на нефтепродукты нет. Подозревать нефтетрейдеров в желании заработать надприбыли заставляет и тот факт, что, в отличие от прошлого года, на рынке нефтепродуктов отсутствует дефицит. Напомним, что после того, как в прошлом году с заправок исчезли высокооктановые бензины (вследствие решения правительства Юлии Тимошенко зафиксировать цены), были отменены ввозные пошлины на импортные нефтепродукты. Как следствие, сейчас, по данным экспертов рынка, доля импорта составляет около 30%. Бензин и ДТ везут из Литвы (Мажейкяйский НПЗ), Беларуси (Мозырьский НПЗ), а также из России. Компания “Лукойл”, остановив в прошлом году принадлежащий ей Одесский НПЗ на реконструкцию, также работает как импортер: нефтепродукты поступают с принадлежащего “Лукойлу” НПЗ в Румынии. Из России импортирует и компания “Альянс”, владеющая своей сетью АЗС в Украине.
Таким образом, украинский рынок насыщен нефтепродуктами и в состоянии удовлетворить сезонный рост потребления, - в один голос твердят трейдеры. «Рынок насыщен. И если не будет административного вмешательства, подобного прошлогоднему, эта ситуация сохранится», — вторит им директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин. Меж тем, это не предотвратить дальнейшего роста цен на нефтепродукты.
Сергей Сапегин и Сергей Куюн прогнозируют, что к середине мая на киевских АЗС цена марки А-95 за 1 литр достигнет 4.20 – 4.30 гривен. В регионах же цена за литр бензина той же марки не превысит, по мнению экспертов, 4.10 гривен. На то она и монополия.
Антон Демченко
Инф. glavred
e-finance.com.ua