Вместо жетонов в метро появятся электронные билеты (карточки), цена которых будет зависеть от количества поездок. Чем меньше, тем дороже.
Сейчас в мэрии обсуждается вариант, что билет на одну поездку обойдется в 4 гривни, а если брать сразу на 90, то одна поездка будет уже 2,5 гривни. После подземки опыт потом хотят распространить и на автобусы, троллейбусы и трамваи.
ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО
С помощью новой системы власти хотят убить несколько «зайцев». В первую очередь — получить больше средств от продажи билетов: тот же метрополитен постоянно заявляет о своей убыточности, из-за которой не может обновить парк вечно ломающихся поездов. В то же время, если поднять стоимость жетона, это сильно ударит по карману киевлян. А так, рассчитывают в мэрии, те, кто постоянно ездят в подземке, по сути, будут ею пользоваться по старой цене, а туристы и редкие гости метро за них доплатят.
Вторая причина — борьба с «зайцами» и опять-таки увеличение дохода. «Эти билетики в наземном транспорте и жетоны в метро не только морально устарели, но и открывают возможности для безбилетников. Сейчас проезд оплачивают 80% пассажиров (проскакивают, ездят с поддельными удостоверениями. — Авт.). Да и возможны хищения. Например, в прошлом году на одной из станций метро несколько кассиров похитили выручки на 1 млн грн», — сказал нам замглавы КГГА Руслан Крамаренко. Новые электронные билеты задачи «зайцам» существенно усложняют. «После внедрения подобных проектов почти во всех городах увеличивалась выручка — люди начинали оплачивать проезд, потому что им стало удобно это делать. Что касается наземного транспорта, то не нужно искать ларек, чтобы купить билеты», — говорит Крамаренко. К тому же 30–50% выручки от продажи бумажных билетиков и жетонов, по данным мэрии, уходят на администрирование — жетоны нужно достать, пересчитать, отчитаться, снова загрузить, платить зарплату кассирам. На наземном транспорте много денег уходит на кассиров-контролеров. Сейчас на этом можно сэкономить. Таким образом город надеется получить больше денег на развитие транспорта.
КАК КУПИТЬ БИЛЕТ
Сам электронный билет будет представлять из себя пластиковую карточку, которую можно будет приобрести в метро (там установят специальные терминалы) и на остановках автобусов, троллейбусов и трамваев. В автомате можно будет выбрать, на какое количество поездок вам нужен билет. Но одноразовый (а, возможно, даже на две и три поездки) будет из картона со штрихкодом — его выдаст автомат. Естественно, под новинку переделают все 650 турникетов, а для продажи билетов установят 200 терминалов. В них, кстати, можно будет и пополнить карточку, счет на которой уже закончился.
ЦЕНА БИЛЕТОВ
В мэрии официально не хотят озвучивать, сколько будет стоить электронный билет — пока этот вопрос только обсуждается и просчитывается. Как стало известно «Вестям» от своих источников, на одном из последних совещаний в КГГА обсуждали такие цены: стоимость электронного билета на одну, две, три поездки может быть по 4 грн, а для многоразовых билетов одна поездка может обойтись в 2,50 грн. Правда, что считать многоразовыми, тоже пока непонятно. Есть идея по чуть-чуть, процентов по 10, удешевлять стоимость поездки, начиная с 10-й. Например, если исходить из этих данных, то стоимость билета на три поездки будет 12 грн. А вот билет на 10 поездок обойдется уже в 36 грн (вместо 40 грн), а на 90 поездок — 225 грн (из расчета 2,5 грн за поездку).
При таких тарифах киевлянам, естественно, будет удобнее покупать билет сразу на много поездок, причем билет ведь не именной, и пользоваться им может вся семья. Как говорят в мэрии, возможно, на билет установят так называемый срок годности — например, если за пять месяцев вы не использовали купленные поездки, то они пропадают. Но это пока только обсуждается.
ЧТО С ЛЬГОТНИКАМИ
Для пенсионеров проезд в метро будет, как и прежде — бесплатным (они смогут ездить по карточке киевлянина). И смогут воспользоваться этой карточкой и в наземном транспорте. В мэрии уверяют: пока все не получат карточки киевлянина, пенсионеры и другие льготники смогут ездить по своим удостоверениям.
КОГДА ВНЕДРЯТ
Электронный билет начнут внедрять с сентября этого года, а весь процесс, рассчитывают власти, продлится девять месяцев. Начнут с метро, в следующем году примутся и за наземный транспорт. И тогда по одному электронному билету можно будет ездить во всех видах транспорта. И даже на фуникулере и городской электричке.
МОСКОВСКИЙ ОПЫТ
Подобный опыт существует в Москве, там уже давно действует система электронного билета. В столице России выпускаются различные варианты электронных билетов — на время и на количество поездок. Например, есть карточка «тройка» (пополняешь на определенную сумму и ездишь, проезд немножко дешевле, чем за один раз — вместо 30 руб. на поездку — 26 и 29 руб.), есть билеты на 90 минут (1 поездка на метро и неограниченное количество — на наземном транспорте, но в течение 90 мин), есть единый электронный билет на все виды транспорта (он может быть рассчитан от 5 до 90 дней, цена зависит от количества поездок). Москвичи не жалуются, разве что систему тут уже научились обманывать. В интернете можно найти советы, как взломать электронную карточку метро в Москве. Пишут, что достаточно купить через интернет-магазин специальное устройство, которое позволит перепрограммировать любую магнитную карточку, и ездить с ней в транспорте.
НОВАЯ СИСТЕМА ВСЕ УЧТЕТ И ПОДСЧИТАЕТ
Экс-мэр Киева Иван Салий поддерживает реформу в транспорте. «Отличная идея, мы о ней мечтали уже лет 15. Это европейская практика — электронная форма расчета за проезд. Правда, внедрить ее будет непросто, возможно, сразу даже и не получится. В Москве подобное существует уже лет 10, а мы отстали. Главное — такая форма поможет провести четкий учет поездок, в том числе и льготников. Вот в Москве, к примеру, все посчитали, и теперь для ветеранов бесплатно только 17 поездок, остальное они должны оплачивать — и система все контролирует. А пока — что метрополитен, что «Киевпасстранс» — поездки льготников рассчитывают по своим формулам, но это лишь цифры, ничего общего с реальностью они не имеют. Да, для гостей и туристов проезд в транспорте по одноразовым билетам будет дороже — но ничего страшного. А вот насчет увеличения поступлений в бюджет я сомневаюсь. Транспорт всегда был дотационным, и с этим нужно смириться. Мы ничего тут не изменим», — считает Салий.
Эксперт по перевозкам Богдан Аганин тоже поддерживает новшество: «Это московский опыт, который удачен. Я пользовался такими билетами — четко видишь ,на сколько поездок у тебя осталось денег, не нужно каждый раз идти к кассе в метро и покупать жетончики или искать ларек с билетиками. Такая система предполагает четкий контроль и учет, никакого мошенничества тут уже не может быть», — говорит Аганин.
СОХРАНИТЕ ЖЕТОНЧИК НА ПАМЯТЬ
Жетоны метро скоро станут историей. Но коллекционеры вовсе не собираются срочно собирать все кругляшки, чтобы потом реализовывать их по баснословным ценам. Должно пройти лет десять, чтобы они стали по-настоящему цениться. Ведь сейчас их в каждом доме полно. Но все равно советуем оставить на память хоть несколько жетончиков — показывать детям и внукам, как раньше оплачивались поездки.
Источник: vesti.ua
e-finance.com.ua