• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Как повлияет на зерновой рынок Украины подписание Соглашения с ЕС
    2013-10-08 09:00:54

    Александр Одосий, начальник отдела АПК "Держзовнішінформ", оценил возможные последствия для отечественного рынка зерна подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС.

    Ассоциация с ЕС даст отечественным зерноторговым компаниям возможность укрепить свои позиции на европейском рынке и стимулирует новый виток развития зерновой отрасли за счет доступа к более дешевым кредитам и высокотехнологическому оборудованию, считает начальник отдела АПК ДП "Держзовнішінформ" Александр Одосий, пишут Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua

    По его словам, агропромышленная отрасль является одной из наиболее сильных отраслей украинской экономики и украинские аграрии более других готовы к подписанию Ассоциации с ЕС. Возможности же, которые открывает перед украинскими экспортерами подписание ассоциации, очевидны. Главная из них — гарантированный объем экспорта зерна и продуктов его переработки в ЕС.

    "В последние годы поставки зерна в ЕС были достаточно большими — около 4,1 млн тонн в 2011 г., 7,8 млн тонн в 2012-м, около 4 млн тонн в первом полугодии 2013 года. Главным конкурентным преимуществом зерновой отрасли Украины является более низкая себестоимость и наличие хорошей инфраструктуры", — сказал Александр Одосий, отметив, что поскольку ЕС позиционирует себя как экспортер высококачественного зерна, перед украинскими экспортерами открываются большие экспортные возможности в отношении фуражной группы зерновых. Европейский союз является одним из крупнейших в мире производителей и поставщиков зерновых культур, конкурируя с такими странами как США, Бразилия, Аргентина, Австралия, Канада, Россия, и конечно Украина. Однако ЕС, в основном, экспортирует продовольственную пшеницу и ячмень, при этом импортируя кукурузу и масличные культуры. Поставки украинского зерна в страны ЕС являются достаточно большими, однако они зависят от экспортного потенциала Украины и уровня валового сбора в ЕС в определенные маркетинговые годы. За последние десять лет объемы экспорта зерна колебались от 329 тыс. тонн до 7,8 млн тонн (доля в общем экспорте зерна колебалась от 6% до 29%).

    "Стоит отметить, что в проекте, касающемся квот, прописано, что квота на данную группу продукции включает в себя также группу 11 УКТ ВЭД — продукты переработки зерновых. То есть, квота в размере 950 тыс. тонн (1 млн тонн через 5 лет) распространяется, как на экспорт пшеницы, так и муки. Именно это дает определенные преференции украинским производителям. Ведь экспорт муки, как товара с большей добавленной стоимостью более выгоден. Достаточно сравнить — при текущей цене на мукомольную пшеницу на базисе FOB — порты Черного и Азовского морей в 245-255 дол. США/т, стоимость муки на тех же условиях оценивается в 300-320 дол. США/т", — подчеркнул Александр Одосий.

    Также, по словам эксперта, Украина имеет все возможности для того, чтобы увеличить урожай зерновых вплоть до 100 млн т. Однако для реализация этих возможностей необходимо решить некоторые задачи: "В первую очередь, это несовершенная инфраструктура, которая на данный момент удовлетворяет запросы экспортеров, однако будет недостаточной в случае наращивания производства зерновых. Так в 2012 г. в Украине насчитывалось более 750 сертифицированных зерновых складов общим объемом до 33 млн тонн одновременного хранения. Другие зернохранилища, вместимость которых оценивается на уровне 15-16 млн тонн, или не могут обеспечить качественные условия хранения, или не имеют современного технического оснащения для долгосрочного сохранения зерна. То есть, даже при урожае зерна в текущем году на уровне 58-62 млн и масличных культур на уровне 12-13 млн (вместе более 71 млн т) ощущается дефицит складских мощностей".

    Еще одним вопросом, требующим решения, по словам Александра Одосия, является ограниченные пропускные возможности украинских портов. На сегодня украинские порты могут переваливать порядка 35 млн т зерна в год, что является достаточным при сегодняшнем экспортном потенциале в 28-30 млн. т. Но в случае увеличения экспорта до 40-50 млн т, потребуются инвестиции для наращивания пропускных мощностей украинских портов на 25-40%.

    Третьим важным вопросом, требующим решения, по мнению эксперта, является транспортная система. "Сегодня в Украине насчитывается порядка 10,8 тыс. зерновозов, из которых 1,5-1,7 тыс. находятся в аренде в странах СНГ и порядка 1,5-1,6 — на плановых ремонтах. Для внутреннего рынка остается менее 8 тыс. вагонов-зерновозов. Если в ближайшие годы в Украине не будут закупаться или строиться вагоны данного типа, а ежегодно из оборота будут изыматься около 500 старых вагонов, то можно прогнозировать, что к 2020 году в Украине не останется данного вагонного парка", — отмечает Александр Одосий. По его словам, как раз либерализация торговли с ЕС даст возможность украинским аграриям модернизировать портовые элеваторные мощности, построить новые вагоны-зерновозы за счет привлечения более дешевых кредитов, улучшения инвестиционного климата и импорта высокотехнологичного европейского оборудования.

    Экспорт зерновых с Украины в 2000-2013 гг., тыс. тонн

    Год

    ЄС-27

    Пшеница

    Ячмень

    Кукуруза

    Все зерновые

    2000

    60

    220

    12

    302

    2001

    1375

    359

    177

    1955

    2002

    4581

    515

    79

    5664

    2003

    227

    125

    336

    792

    2004

    898

    281

    358

    1585

    2005

    2163

    145

    466

    2871

    2006

    1106

    213

    337

    1689

    2007

    192

    30

    87

    329

    2008

    2822

    307

    1259

    4439

    2009

    2293

    230

    786

    3351

    2010

    94

    3

    660

    781

    2011

    1434

    87

    2571

    4117

    2012

    1522

    0

    6182

    7780

    2013*

    58

    7

    3782

    3944

    Среднее за последние 10 лет (2003-2012 гг.)

    1275

    142

    1304

    2773

    Среднее за последние 5 лет (2008-2012 гг.)

    1633

    125

    2292

    4094

    Импортная пошлина в ЕС (по сост. на сентябрь 2013 г.)

    95 евро/т

    93 евро/т

    0

    -

    Импортная квота по льготной пошлине (12 евро/т) в ЕС, тыс. т в год

    2378 — третьи страны + 734 — Канада, США и др.

    307

    278

    -

    Квота в ЕС после подписания соглашения

    950

    250

    400

    1600

    Квота в ЕС через 5 лет

    1000

    350

    650

    2000

    * данные за первое полугодие 2013 года.

    Источник: рассчитано ГП "Держзовнишинформ" на основе данных Госстатслужбы Украины.

    Инф. delo.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.