В новом законопроекте "О рынке электроэнергии", подготовленном Минэнергоугля, НКРЭКУ получает право утверждать Правила Оптового рынка, правда, по согласованию с АМКУ. Изменение существующего порядка утверждения Правил рынка несет серьезные риски, считает Александр Рогозин, вице-президент Всеукраинской общественной организации "Энергетическая Ассоциация Украины".
Законопроект о рынке электроэнергии в Украине, подготовленный Минэнергоугля, наделяет Национальную комиссию, осуществляющую госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) полномочиями, которые несут серьезные риски для участников энергорынка, считает Александр Рогозин, вице-президент Всеукраинской общественной организации "Энергетическая Ассоциация Украины".
"В новом законопроекте "О рынке электроэнергии", подготовленном Минэнергоугля, обращает на себя внимание положение, дающее право НКРЭКУ утверждать Правила Оптового рынка, правда, по согласованию с АМКУ. Изменение существующего порядка утверждения Правил рынка несет серьезные риски, потому что неизвестно, как воспользуется Комиссия своим новым правом", — выразил опасение эксперт.
Он отметил, что решения могут приниматься регулятором без консультаций с участниками рынка, без всесторонней проработки и анализа последствий.
"Изменил правила на свое усмотрение — и играйте по ним. Фактически это переход к ручному управлению. В связи с этим опасения членов рынка имеют основания, учитывая, что Правила рынка определяют порядок формирования их цен и платежей, т.е. фактически их финансовое состояние", — сказал Рогозин.
По его информации, право НКРЭКУ утверждать правила оптового рынка электроэнергии отсутствовало в первоначальной редакции, которая обсуждалась с участниками рынка, экспертами и общественностью.
Эксперт напомнил, что существующий закон "Об электроэнергетике" предусматривает наличие договора между членами Оптового рынка электроэнергии. Приложением к этому договору являются в том числе и Правила рынка. Текст договора и изменения к нему принимаются общим собранием членов рынка, приложения, в том числе Правила рынка — советом Оптового рынка электроэнергии. Все эти документы подлежат согласованию с Минэнергоугля и АМКУ, а затем утверждаются НКРЭКУ.
"Это сложный механизм, обусловленный специфическим характером рынка — самоуправляемым пулом генерации и поставщиков, которые должны находить взаимоприемлемые решения. Были случаи, когда отдельные принятые советом рынка изменения в Правила рынка Комиссией не принимались, но такого, чтобы она принимала решения, не поддержанные членами рынка — не было", — отметил эксперт.
По его мнению, согласование основных документов нового рынка Антимонопольным комитетом — принципиальный вопрос.
"Разработчики законопроекта сделали шаг навстречу мнению участников рынка — последняя редакция предполагает, что по всем основным документам рынка Комиссией должно быть получено заключение АМКУ. Вопрос, впрочем, еще подлежит обсуждению", — заметил вице-президент "Энергетической Ассоциации Украины".
У эксперта также вызывают серьезные опасения предусмотренные законопроектом особые полномочия Комиссии при наступлении так называемой "чрезвычайной ситуации на рынке".
"Сам термин в законопроекте определен нечетко, критерии наступления такой ситуации будут определяться документом, который утверждается самой Комиссией. Перечень мер, которые Комиссия может принимать — не исчерпывающий, срок их применения — произвольный. Кроме того, соответствующие решения Комиссии не являются регуляторными актами, то есть не подлежат обязательной процедуре обсуждения. Это опасные полномочия, применение которых может оказать сильное влияние на конкуренцию, состояние отдельных участников рынка и т.д.", — считает Рогозин.
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua