На 15 году независимости Украина всерьез берется за разработку нефтегазовых месторождений на собственном Азово-Черноморском шельфе. Такое впечатление вызывают итоги не слишком публичного совещания по развитию нефтегазовых промыслов на глубоководном шельфе Черного и Азовского морей, состоявшегося в ГАК «Чорноморнафтогаз» (АР Крым) во вторник.
Для внимательного наблюдателя этот типичный чиновничий «хурал» носил явные признаки эпохальности. Киевскую «бригаду» на совещании возглавил сам министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков. Под стать ему были и «сопровождающие лица» – новый председатель правления НАК „Нафтогаз Украины” Александр Болкисев, первый замминистра охраны окружающей природной среды Степан Лизун, председатель правления ГАК „Чорноморнафтогаз” Игорь Франчук.
Участники совещания как-то без фанфар, «без шуму и пыли» разработали воистину исторический документ – Концепцию освоения Азово-Черноморского шельфа. Как заявил на совещании министр Плачков, «концепция позволит стране двигаться в правильном направлении, о котором неоднократно говорил Президент Украины, т. е., в направлении максимальной энергетической независимости”.
В ходе совещания обсуждались вопросы привлечения для освоения и разработки нефтегазовых месторождений иностранных капиталов, технологий и научного потенциала. На совещании отмечалось, что преимущество в выдаче лицензий на добычу нефти и газа обеспечат отечественным компаниям и что торговцы, продающие газ населению и обеспечивающие энергетический баланс страны, получат налоговые льготы.
Министр Иван Плачков посетил также судостроительный завод „Залив” в Керчи – единственную в стране базу строительства танкеров и технического флота для обслуживания морских нефтегазопромыслов. Именно эта поездка непрофильного министра на судоверфь заставила поскрести затылки некоторых российских наблюдателей – она лучше любых деклараций свидетельствует о серьезности намерений Украины относительно развития собственной нефтегазодобычи.
По мнению ряда экспертов, разработка нефтегазовых месторождений Азово-Черноморского шельфа может позволить Украине полностью обеспечить собственные потребности в углеводородном сырье. Крупнейшие в стране запасы природного газа сосредоточены на шельфе Азовского моря близ берегов Крыма, нефти – на Черноморском шельфе вблизи острова Змеиный. Именно залежи черноморской нефти вызывают у руководства Румынии ностальгию по этому каменистому клочку суши, который дипломаты соседней страны упрямо именуют по-своему – «скала Серпентулор». Как известно, Румыния оспаривает в Международном суде принадлежность Змеиного и нефтеносного участка шельфа близ него к зоне исключительных экономических интересов Украины.
До сих пор воистину спасительные запасы углеводородов на отечественном шельфе окружал некий заговор молчания. Официальные «толкователи сновидений» с Печерских холмов стремились не афишировать их истинных объемов, сетовали на технологическую сложность их разработки, отсутствие необходимых для этого финансовых ресурсов и даже на экологические риски. (Кстати, залежи действительно располагаются в опасной и от рекреационных зон Крыма и Причерноморья, однако слова заботы о сохранении природы из уст украинских чиновников, воспитанных на совковой концепции «поворота рек», просто умиляют – вспомним хотя бы убийство ими Великого Луга и Хортицы в Запорожье, Днепровской поймы в Киеве, Брюховичского леса близ Львова и урочища Гард на Южном Буге – список можно продолжать и продолжать!)
При этом «урядовці» с благородным негодованием отвергали предложения мировых компаний о разработке нефти и газа на шельфе – мол, хоть и сами бедные, но не дадим чужеземцам ковыряться в недрах Родины!
Однако истинной причиной нежелания прежнего руководства страны «поднять деньги, по которых топчемся» была тотальная ориентация на поставки углеводородов из России. «Кучмономика» процветала на российской нефтегазовой трубе, и головная боль с освоением залежей газа и нефти на собственном шельфе ей была вовсе ни к чему.
Такая позиция украинской «элиты» воспринималась за Хутором-Михайловским «с чувством глубокого удовлетворения». И хоть еще не так давно Украина обеспечивала природным газом всю европейскую часть СССР, черные пиарщики по обе стороны госграницы сочинили сказочку про то, что Украина – ах! к сожалению! – не имеет сколь-нибудь серьезных собственных запасов углеводородов и что без уренгойского газа и сургутской нефти марки Urals с повышенным содержанием серы ее экономика просто остановится.
Очень скоро бормотание этой сказочки стало чем-то вроде клятвы малороссийского гетьмана на верность царю московскому, а любые заявления о наличии в недрах Украины своих нефти и газа расценивались и в белокаменной, и в Киеве как отъявленный и очень опасный моветон. «Нефть в обмен на продовольствие» шла из Ирана, «нефть в обмен на лояльность» поступала в Украину.
Что же вдруг случилось теперь? Озаботилась ли благодаря газпромовским ультиматумам украинская власть энергетической независимостью страны, без которой, как известно, и сама «державна незалежність» может оказаться лишь благодушной фикцией? Или же эра дикого капитализма прорезала зубки у собственных богачей, уставивших Полтавщину лесом приватных буровых, каждая из которых способна давать хозяину до 40 тыс. американских денег дохода в сутки?
Как бы там ни было, украинская нефть и украинский газ способны дать работу десяткам тысяч наших соотечественников-«журавлей» за рубежом, которых власть уж третий год подряд яет вернуться эфемерными пятью миллионами новых рабочих мест.
Развитие собственной энергосырьевой базы способно сбить цены на углеводороды на внутреннем рынке, покончить с диктатом иностранного капитала на нем и дать ему возможность развиваться на основе собственных объективных законов, а не договоренностей без галстуков.
Кроме того, серьезность в достижении нефтегазовой независимости способна поднять международный имидж Украины – именно сейчас ей это остро необходимо!
Однако для достижения этих благородных целей нужна стальная политическая воля руководства страны. А о том, что именно это может стать наибольшей проблемой на пути к национальной энергетической свободе, как раз и свидетельствует робкое, почти стыдливое начало нашего пути к ней.
Марк БУГАЕНКО
ELCOMART-finance
Инф. е-finance
«Незалежність» со дна моря
2006-07-19 16:57:00
Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.
WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open. WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch. OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy. Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна. |
Related News / Новини рубрики:
Ukraine sets new records for frozen raspberry exports
Іспанія як головний імпортер українського зерна: що варто врахувати Україні при експорті Ukraiński cukier drożeje: przyczyny i perspektywy na rok 2025 В Україні знову дорожчає автогаз: що відомо про зростання цін Верховна Рада ухвалила закон для збільшення доступного житла для переселенців Zełenski był inicjatorem opracowania specjalnych warunków podatkowych dla miast przygranicznych Українці продовжують вибирати бензинові авто Les prix des œufs en Ukraine atteignent des niveaux records : à quoi s'attendre d'ici la fin de l'année Die größten regionalen Märkte neuer Autos in der Ukraine: Oktober Ergebnisse im Oktober Fuel Market in Ukraine: Sales in October increased but did not exceed the records of July |