Объем украинского рынка косметики и парфюмерии — $2 млрд, потенциал — вчетверо больше
Розничные продажи косметики и парфюмерии в Украине достигнут $2 млрд. Такой прогноз на 2006 год дают эксперты из ООО «Суматра ЛТД» (сеть магазинов «Космо»). Правда, темпы роста розницы в этом году заметно замедлятся. Если в 2004 году продажи увеличились на 20%, в 2005 г. — на 17%, то в нынешнем рост составит всего лишь 7%. Однако, по оценкам исследовательской компании ACNielsen, при явном спаде потенциальный объем украинского рынка примерно вчетверо больше нынешних двух миллиардов.
Рыночный парадокс вполне объясним. В последние несколько лет сетевые операторы открывали свои магазины в основном в столице. До определенного момента такая тактика себя оправдывала. Практически игнорируя регионы, сетевики зарабатывали на высокой покупательской способности киевлян, ежегодно увеличивая обороты на 30-40%. Итог интенсивной деятельности в Киеве — практически полное насыщение столичного рынка. Причем пять специализированных сетей — «ДЦ», «Ева», «Космо», «Л’Эскаль» и Brocard — летом 2006 года контролировали почти 60% розничных продаж. Для сравнения: в целом по Украине доля сетей до сих пор не превышает 8%.
Ненасыщенность региональных рынков и отсутствие свободных торговых площадей в Киеве подтолкнули сетевиков к экспансии в провинцию. В поход в регионы собрались ДЦ, Космо и Brocard. В отличие от столицы, на региональных рынках сейчас бум торговой недвижимости, а выручка магазинов в составе торговых центров, по утверждению хозяев сетей, в 3-5 раз выше, чем у самостоятельных торговых точек. Судя по планам сетевиков, в 2007-2008 годах их продажи будут расти исключительно за счет регионов.
Начиная с 2005 года, косметика и парфюмерия мигрируют в цивилизованную розницу. Все больше таких товаров продается в специализированных сетях и супермаркетах, меньше — на базарах и в универмагах. В прошлом году совокупный рост доли специализированных торговых точек (розничных сетей, аптек и супермаркетов) составил 18%, а объемы продаж на базарах и рынках упали на 12%. Правда, это усредненные показатели. К примеру, в Киеве, Харькове, Донецке и Днепропетровске, по оценкам операторов, доля базаров в продажах косметических и парфюмерных товаров не превышает 10-11%, в остальных регионах — более 70%.
Впрочем, с региональной экспансией крупные специализированные сетевики несколько опоздали. Пока они решали, идти в регионы или ждать новых площадей в столичных ТЦ, периферию активно осваивали продавцы других форматов. В первую очередь — компании, работающие по принципу MLM (Multi-Level Marketing, или многоступенчатые продажи). В 2005 г. они захватили примерно пятую часть розницы, увеличив за год свою рыночную долю с 6,2% до 20,2%. Наиболее активно MLM развивался именно в регионах. Кроме того, к большой MLM-пятерке (ТМ Faberlic, Mary Cay, Avon, Oriflame и Аmway) присоединились итальянская компания Bottega Verde и американская Nu Skin.
Увеличивают продажи и аптеки, собственники которых вовремя проcчитали выгодность расширения ассортимента за счет косметики. В 2005 году объем продаж косметической продукции через аптечные учреждения составил около $400 млн, рост — 8%, доля рынка — 19,8%. Для сравнения: рост продаж специализированных сетей — 3,7%, доля в рознице — 7,9%.
О высоком потенциале украинского рынка свидетельствует постоянный интерес к нему со стороны иностранных компаний. До недавнего времени в Украине работало только две иностранные сети: филиал немецкой Brocard и российская «Л’Эскаль».
В июле этого года завершилась первая сделка по покупке 65% акций украинского ООО «ДЦ Украина» (владеет сетью магазинов под ТМ «ДЦ»). Покупатель — международная группа A.S Watson Group, с головным офисом в Китае. По оценкам консалтинговой компании «Ренессанс Капитал Украина», сумма сделки составила $100 млн, что сопоставимо с оборотом сети ДЦ в 2005 году. С покупкой китайцы явно не прогадали, поскольку пространства для развития цивилизованной розницы в Украине — предостаточно. В европейских странах 90% продаж косметики и парфюмерии приходится на сетевиков, у нас — только 7,9%. К тому же через год-два подобная сделка обошлась бы китайцам намного дороже — в ожидании экспансии крупных международных и российских сетевиков местные оки активно повышают свою капитализацию. Например, вкладывая деньги в развитие региональной сети и развивая «сопутствующие» бизнесы (аптечное направление).
Инф. kontrakty
e-finance.com.ua