• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Надо что-то делать, а не кричать: «Страховщики — грабители»
    2006-08-11 08:39:34

    Руководитель страховых компаний «АСКА» и «АСКА-жизнь» Александр Сосис рассказал, сколько страховые компании зарабатывают на обязательном страховании автогражданской ответственности и почему его не удается развить в Украине.

    – Сейчас часто можно услышать недовольство Законом «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» (ОСАГО). И исходит оно именно от автовладельцев. Водители не хотят получать страховку, избавляющую их от необходимости платить за спровоцированную ими же аварию. Как вы думаете, нужен ли Украине закон об ОСАГО?

    – Такой закон существует во всех странах Европы. Украина — единственное европейское государство, в котором подобный закон принят, но фактически не работает.

    На дорогах ежегодно гибнут 7 тыс. человек, более 50 тыс. получают увечья, в 150 тыс. аварий наносится ущерб имуществу. И эти цифры растут. Государство заинтересовано в том, чтобы потерпевшему в аварии компенсировали материальные убытки. Раньше возмещения убытков требовали через суд. Но если их нечем погашать? У виновника аварии может не быть денег, чтобы компенсировать ущерб, а в некоторых случаях он так велик, что никто не может его возместить. Единственный выход — ОСАГО.

    – Но Ассоциация страхователей Украины (АСУ) обвиняет страховщиков в отказе от возмещения убытков пострадавшим в авариях и предлагает отменить ОСАГО.

    – Данный вид страхования — не выдумка страховщиков, это европейская норма, и идея внедрения такого закона исходила от государства. Украинец знает, что в Европе не сможет проехать и метра без страхового полиса. У нас же находят тысячу аргументов для того, чтобы отказаться от страховки. Говорят, «страховые компании плохие, они не платят, обманывают и т.п.». В 90% случаев это неправда. Если у АСУ есть конкретные факты нарушений страховщиками своих обязательств по ОСАГО — пожалуйста, есть суды, есть контролирующие органы. Нет фактов — нечего сотрясать воздух.

    – Директор АСУ Леонид Хорин утверждает, что страховые компании получают сверхприбыли по ОСАГО. Это действительно так? Сколько зарабатывают на страховании «автогражданки»?

    – Давайте посчитаем. В стране подлежат страхованию порядка 5 млн. автомобилей. Базовый тариф для расчета — 200 грн. в год. 200 грн. умножить на 5 млн. машин — получается 1 млрд. Это та сумма, которую соберут все отечественные страховые компании в секторе ОСАГО за один год, если все автовладельцы будут застрахованы.

    Сколько же денег будет выплачено? В Украине уровень аварийности принят за 3%. Проще говоря, предполагается, что в течение года три автомобиля из ста попадают в аварию. Замечу, что уровень аварийности в Польше более 4%, в России — 4,25%. Если мы посчитаем 3% от 5 млн. автомобилей, то получим 150 тыс. аварий в Украине в год. Сейчас средняя сумма страховой выплаты в случае аварии составляет порядка 5 тыс. грн. Итак, 5 тыс. грн. умножить на 150 тыс. аварий — выходит 750 млн. грн. Столько, исходя из вышеуказанных расчетов, должны выплатить страховые компании потерпевшим в авариях.

    К этой сумме мы должны добавить расходы на ведение дел страховщиками. Госфинуслуг закладывала 20%, но надо еще учитывать 3% налога и 5% отчислений в Моторно-транспортное (страховое) бюро Украины (МТСБУ). Итого — 28%.

    Прибавив к 750 млн. грн. 28%, получим 960 млн. грн. Таким образом, прибыль страховщиков по ОСАГО составляет 40 млн. грн. (1 млрд. грн. — 960 млн. грн. = 40 млн. грн.). Это очень маленькая сумма, которая говорит о том, что в Украине страховые компании в таком сегменте страхования, как ОСАГО, не обогатятся. Хотя говорить о том, что разорятся, тоже нельзя. Но зазор очень мал. Если уровень аварийности в стране окажется на уровне 4%, денег у страховщиков уже не хватит.

    – Тогда откуда же взялось мнение о сверхприбылях в сегменте ОСАГО?

    – Тарифы и коэффициенты были рассчитаны таким образом, чтобы соблюдался принцип «богатый платит за бедного, юридическое лицо — за физическое». Закон об ОСАГО был принят, и мы начали страховать. Но кто стал страховаться? Так как Госавтоинспекция не проверяет наличие полиса ОСАГО у водителя, основную массу страхующихся составили юридические лица и физические лица, которые покупают 15-дневные полисы «автогражданки» для прохождения техосмотра. При этом, как вы понимаете, вероятность наступления страхового события по 15-дневному договору в десятки раз ниже, чем по годовому — именно эти договоры формируют значительную часть «сверхприбылей».

    Аварийность и убыточность в сегменте юридических лиц примерно в три раза ниже, чем в сегменте физических лиц — там работают более квалифицированные водители, на больших предприятиях в штате есть механики, которые следят за техническим состоянием автопарка. Таким образом, страховые компании получают в сегменте юридических лиц большую выручку, которая полностью компенсирует их убытки в сегменте физических лиц. И еще остается неплохая прибыль.

    Если бы закон об ОСАГО работал в полную силу, а ГАИ проверяло наличие страховки у водителей регулярно, а не только на время прохождения техосмотра, то страховые компании не получали бы такие барыши, а отдавали бы большую часть полученных премий потерпевшим.

    – Какие еще преграды существуют на пути развития ОСАГО?

    – Одна из ключевых — задержки со страховыми возмещениями. Причина этой проблемы — невозможность быстро получить ответ на вопрос: кто виноват в аварии? Страховым компаниям нужно знать виновника аварии, чтобы заплатить. Согласно действующему законодательству, его определяет суд. А страховщик ждет решения судебных инстанций: кто виноват, кому платить и платить ли вообще? Государству следует принять некий упрощенный порядок определения виновного, возложенный, например, на ГАИ. Или назначить специальный суд, который будет быстро рассматривать дело и устанавливать виновника. Тогда выплата компенсаций ускорится.

    – А как это происходит в Европе?

    – В Европе потерпевшие в аварии сами подписывают документ с определением виновного, и для страховой компании это является основанием для выплаты.

    – Страховщиков обвиняют и в невыполнении своих обязательств по ОСАГО…

    – Да, такие случаи возможны. Но они редки, потому что сегодн все страховые компании, являющиеся ами МТСБУ, контролируются и бюро, и Госфинуслуг. Соответственно, просто так не заплатить нельзя. Кроме того, есть суды, которые рассматривают спорные вопросы.

    – Также страхователи предъявляют претензии к расчетам выплат…

    – Согласен. Как оценивать убытки, тоже должно быть четко отображено в законе. Как считать, сколько стоят запчасти, нормо-час (час ремонта автомобиля на СТО)? Нужно ли платить налог на добавленную стоимость, и в каких случаях?

    Вообще-то существует специальная международная система расчетов, которая в автоматическом режиме позволяет определить ущерб и стоимость восстановления любого автомобиля. Эту сумму может проверить любой суд. Нам пора внедрять эту систему на законодательном уровне. Надо что-то делать, а не кричать о том, что страховщики — грабители с большой дороги.

    – Следует ли менять тариф по ОСАГО?

    – Первоначальный тариф, который рассчитывали ученые, был 313 грн. МТСБУ предложило эту цифру, но Госфинуслуг снизил ее до 293 грн. А говорить о том, понижать или повышать тариф , можно будет только через год-два после охвата полисами 90% автовладельцев.

    – Что нужно сделать, чтобы ОСАГО реально работало?

    – В первую очередь, проверять полисы на дорогах. Надо применять достаточно жесткие меры, чтобы их покупали. Во многих странах наказание за отсутствие полиса очень серьезное. Нет ни одного государства в Европейском Союзе, в котором штраф был бы менее 1000 евро. Даже в соседней Беларуси штраф за отсутствие полиса составляет 120 евро. А у нас — 8 грн. Смешная цифра!

    Инф. e-finance.com.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.