С конца июля российский монополист в области транспортировки нефти "Транснефть" прекратил поставки на литовский нефтеперерабатывающий завод в городе Мажейкяй, являющийся самым крупным предприятием в стране, единственным НПЗ в странах Балтии. В качестве причин, по которым были прекращены поставки, российская сторона назвала технические неполадки. В системе нефтепроводов "Дружба" была обнаружена трещина в месте отхождения веток в Беларусь и Литву.
"Транснефть", со своей стороны, успокоила западноевропейских потребителей: Европы это не коснется, поставки прекращены только в Литву. Российские экологические ведомства указывают в настоящее время на то, что 70-километровая ветка нефтепровода, проходящая по территории Беларуси, должна быть полностью заменена. Обновление трубопровода продлится 1 год и 9 месяцев. Российские фирмы, занимающиеся экспортом нефти, будут вынуждены осуществлять плановые поставки в Литву через Черное море.
Однако, по мнению многих экспертов, реальной причиной остановки поставок российской нефти в Литву стала попытка российских властей помешать приобретению доли концерна ЮКОС в компании Mazeikiu nafta польским предприятием PKN Orlen. До этого российские компании, сначала "Лукойл", потом и "Роснефть", делали попытки приобрести долю ЮКОСа в Mazeikiu nafta, а также миноритарный пакет акций Литвы в НПЗ. Эти попытки окончились поражением в конце мая, когда ЮКОС с согласия литовского правительства договорился о продаже своей доли польской компании PKN Orlen.
Литовский НПЗ до настоящего времени полностью зависел от российских поставок нефти. После обнародования факта сделки руководство PKN Orlen заверило, что существует подробный план, гарантирующий обеспечение НПЗ нефтью даже в случае прекращения российских поставок.
В период с 1999 по 2002 годы "Лукойл" и "Транснефть" пытались приобрести НПЗ в Мажейкяй, а также латвийский порт Вентспилс, через который нефть вывозится. И в том и в другом случае российские компании сначала снизили, а потом вообще временно прекратили поставки, чтобы привести Mazeikiu nafta и Вентспилс к банкротству и выкупить их затем по низкой цене. Литовский НПЗ выжил тогда только благодаря ЮКОСу – еще не разгромленному в ту пору Кремлем; Вентспилс остался на плаву благодаря нефти, которая поставлялась по железной дороге.
PKN Orlen совместно с польским и литовским правительство выступает за переговоры с Москвой, целью которых стало бы возобновление поставок российской нефти.
Инф. inopressa
e-finance.com.ua