Третий месяц в Украине не работают три нефтеперерабатывающих завода. Одесский НПЗ - остановлен на два года для проведения полной модернизации производства. Еще два - "Нефтехимик Прикарпатья" и "Галичина" - простаивают из-за того, что их продукция не выдерживает конкуренции с импортным бензином. С огромным трудом держится на плаву Херсонский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Компанию "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ) сотрясают корпоративные скандалы. Единственной стабильной компанией на отечественном нефтерынке осталась "ТНК-Вritish Рetroleum (BP) Украина", которой принадлежит один из самых современных в стране нефтеперерабатывающих заводов - ЛиНОС, расположенный в Лисичанске (Луганская обл.). Наличие собственного производства, возможность получать нефть от материнской Тюменской нефтяной компании, а также разветвленная сеть заправок, работающих под брендом ТНК, позволяют компании контролировать почти половину украинского рынка нефтепродуктов. О том, что происходит на рынке нефтепродуктов сейчас и как будет развиваться ситуация дальше, корреспондент "Эксперта" выяснил в беседе с президентом ООО "ТНК-ВР Украина" Александром Городецким.
- В октябре Верховная Рада проголосовала в первом чтении за законопроект по высокооктановым кислородосодержащим добавкам (ВКД)...
- ... а с нами никто даже не посоветовался, экспертов не собирали. Любые законодательные изменения, так или иначе затрагивающие эту отрасль, должны быть согласованы с нефтепереработчиками. К примеру, аграрии давно продвигают идею обязать производителей внедрять эти ВКД. Почему? Потому что нужно куда-то сбывать спирт. Я считаю, тут проблема не в спирте, а в том, что при его производстве используются определенные ферменты, которые импортируют. Поэтому я думаю, решение лоббируют представители импортеров и спиртовиков для реализации своей продукции, но это не должно быть сделано за счет другой отрасли.
Мы не поддерживаем такое решение, считая его вредным для нефтеперерабатывающей отрасли, поскольку она не имеет реальных технологических возможностей. Реализация этой идеи создаст предпосылки для недобросовестных оков на рынке, которые используют ее как механизм минимизации акцизного сбора.
Очень важно создать постоянное взаимодействие между властью и бизнесом, а не собирать нас только тогда, когда надо посевную обеспечить или цены опустить.
Нам казалось, что созданная экспертно-аналитическая группа станет неплохим инструментарием, в рамках которого можно обсуждать проблемы отрасли, ее перспективы, ее развитие в интересах самой отрасли, населения Украины и государства.
К сожалению, группа работает не в постоянном, а в хаотичном режиме. Мы считаем, что она как минимум раз в месяц должна собираться. Если же на рынке предстоят какие-то изменения, то группе следует чаще проводить заседания, чтобы предвидеть эти изменения и успеть предпринять действия, которые позволили бы избежать негативных последствий. Сейчас, пока рынок спокойный и, по сути, катится вниз, самое хорошее время для встречи аналитиков и конструктивного обсуждения предстоящих задач.
- Чтобы власть могла принимать взвешенные решения, влияющие на ситуацию на рынке, должен действовать мониторинг рынка нефтепродуктов. Необходимо ориентироваться, что же там происходит, обеспечен ли баланс поставщиков и потребителей. Но, похоже, в Украине никто не обладает полной информацией?
- Мониторинг - это инструмент для экспертно-аналитической группы, на основе которой можно принимать какие-то решения и получать объективную картинку. Это и баланс, и производство, и объем поставок, и цена. Даже мы, собирая информацию, не чувствуем ее однозначности. Данные консалтинговых компаний ЮПЕКО, НТЦ "Психея", а также Госкомстата, аналитика нашей и других компаний - все они разнятся между собой. Проблема в том, что нет единой государственной базы, нет единого центрального органа, который собирал бы статистику, исходя из объективных данных. Это трудоемкая работа, поскольку баланс на рынке меняется каждый день, цены могут меняться по нескольку раз в день и отследить эти процессы непросто. Она требует огромного штата людей и мощного технологического и компьютерного обеспечения. Но это необходимо сделать. Это была бы государственная информация, на которую могли бы ориентироваться и Антимонопольный комитет, и ведомства Кабмина, чтобы прогнозировать развитие ситуации на рынке нефтепродуктов.
В 2005 году произошли значительные изменения на международных рынках, которые так или иначе отразились на внутреннем рынке. Существенное повышение мировой цены нефти привело к росту цен на нефть и нефтепродуктов в Украине. Безусловно, это вызвало резкую реакцию со стороны государства. В апреле-мае этого года было внедрено жесткое регулирование, которое подняло сумятицу на нефтерынке. Компании вынуждены были пересмотреть свои планы по загрузкам предприятий, изменить планы по модернизации заводов и инвестиционной политики компаний. Такие непредвиденные осложнения, конечно же, повлияли на рынок.
Что произошло дальше? Государство в целом приняло правильное решение, отменив импортные барьеры, в результате чего сюда хлынул поток зарубежного топлива. Если до этого украинские производители конкурировали между собой, то сейчас на рынке присутствует продукция российских, прибалтийских, белорусских и румынских заводов. То есть нефтепереработчики других стран стали активно конкурировать на украинском рынке и завозить сюда свою продукцию.
Об импорте нефтепродуктов
- Однако объемы импорта летом, за исключением июня, были незначительны - гораздо ниже, чем обещало правительство. Данные за сентябрь таможенники не разглашают, но говорят, что они будут еще ниже, чем в августе.
- Это не так. Если взять сентябрь-октябрь, то рынок был просто залит импортным дизтопливом и бензином. Причем значительными объемами. Это не десятки тысяч, это несколько сотен тысяч в месяц. В сентябре только дизельного топлива импортировано 170-180 тыс. тонн! И по высокооктановым бензинам импорт тоже идет активно. Импорт стал ать значительную роль на рынке нефтепродуктов.
- Возможно, именно увеличение импорта повлияло на объемы переработки отечественных заводов? Почему они снизились?
- Потому что теперь украинским заводам приходится конкурировать не только между собой, но и с зарубежными производителями. Если раньше нефтеперерабатывающие предприятия в Дрогобыче, Херсоне еще как-то держались на плаву, то сейчас конкурировать с высокотехнологичным производством в Мажейкяе (Литва), Мозыре (Белоруссия), с модернизированными заводами в Румынии и России они не могут. И даже ь отечественных заводов к потребителям не дает им значительного преимущества. С учетом того, что Украина покупает нефть и платит импортную пошлину, а Белоруссия - только российский НДС, сумма которого меньше, чем пошлина, белорусская продукция легко находит своего покупателя в Украине.
Мажейкяйский завод покупает нефть по мировой цене, но технологичность переработки сырья там настолько высокая, что он легко обходит даже ЛиНОС, не говоря уже о предприятиях в Дрогобыче и Херсоне. Именно по этой причине два последних завода сейчас не работают. Одесский завод (принадлежит ЛУКОЙЛу. - "Эксперт") тоже закрылся, потому что там надо сделать серьезную модернизацию, чтобы быть конкурентоспособными. Все эти события значительно повлияли на перераспределение сил на рынке. Наверное, для конечного потребителя польза есть, так как цены стали меньше колебаться. Хотя на сегодняшний день крупнооптовые цены стремятся вниз, а розничные как стояли, так и стоят на месте.
- Почему же в таком случае не падают цены на бензин на заправках?
- Это тенденция, характерная для всех рынков. Продавцы в рознице всегда хотят иметь свою маржу, и сейчас они ее зарабатывают. К нынешним ценам население уже привыкло. Да и заправки не реализуют больше бензина, если снизят его цену. Теперь продавцы розницы компенсируют то, что потеряли в другие периоды, - когда они, с одной стороны, были ограничены государством и низкой покупательской способностью населения, а с другой - крупнооптовыми ценами. Сейчас цены откатились, но и объем выборки топлива уменьшился, потому что люди меньше ездят, сезон уходит. Соответственно, розничные торговцы пытаются на уменьшенных объемах заработать себе маржу. Поэтому цены держатся.
- Значит ли это, что решение открыть границы для импорта было ошибочным?
- Для конечного потребителя ситуация улучшилась. Но я не уверен, что уменьшение переработки нефти на отечественных предприятиях лучше для государства. Это вопрос социальной среды в регионах: людей, их заработной платы, местных налогов и отчислений. Раньше продукт заходил в виде нефти и перерабатывался на месте, сейчас готовый бензин завозят импортеры, которые тоже платят акциз и НДС. Но государство при этом теряет массу других косвенных налогов. Министерство экономики должно проанализировать этот баланс в целом - плюсовой он или минусовый. Идеологически это решение правильное - выровнять импорт и объемы внутреннего производства. Но, может быть, это надо было делать постепенно, предупредив руководство заводов: "Мы через год это сделаем". Тогда у местных производителей было бы время подготовиться к изменениям.
- В то время никто не мог предвидеть, что так прыгнет мировая цена на нефть.
- Да, но это очень важное стратегическое решение для страны, и оно влечет за собой массу последствий, о которых я говорил.
О модернизации нефтеперерабатывающих заводов
- Косвенным следствием усиления конкуренции на рынке стало решение некоторых собственников украинских НПЗ модернизировать производство, о необходимости которого говорилось уже давно.
- Да, но государство это никак не стимулировало. Законодательно ничего не делается для того, чтобы было выгодно проводить модернизацию. Во-первых, нужно дать возможность заниматься модернизацией не с прибыли, а с себестоимости. По идее, производитель должен показать прибыль, заплатить с нее налоги, а из остатка денег уже инвестировать. С точки зрения налогов для стимулирования инвестиции надо дать какие-то послабления. С другой стороны, нужно разобраться с импортом оборудования. К сожалению, большая часть оборудования создана на основе западных технологий, и его приходится импортировать. Государству необходимо либо дать предприятиям отсрочку по уплате НДС на ввоз нового оборудования, либо вообще его отменить. А то на практике получается так: сейчас ты оборудование ввез, сразу заплатил НДС, через год ввел оборудование в эксплуатацию и только потом можешь требовать назад НДС. Это приводит к замораживанию больших средств, что не стимулирует модернизацию. Наши предложения переданы в Минтопэнерго, в экспертно-аналитическую группу. Об этом же говорит президент, считая такое решение крайне важным.
- Сколько средств необходимо вложить в модернизацию такого завода, как ЛиНОС, чтобы довести его до современного уровня?
- Мы каждый год вкладываем в наше предприятие в среднем по 30-40 млн долларов, но модернизацию стимулировать нужно не только теми механизмами, которые я уже назвал, но и другими решениями. Модернизация влияет на качество продукции и на глубину переработки нефти. Для уменьшения объемов производства мазутов, которые тянут экономику вниз, нужно создавать здесь условия, чтобы было выгодно повышать качество продукции. А для этого необходимо ужесточать ГОСТы. Правительство должно сказать: "Через полгода у нас ГОСТ ужесточится на столько-то позиций, через год еще на столько-то, что позволит нам приблизиться к европейским стандартам". Это стимулы, которые могли бы повлиять на владельцев НПЗ, чтобы они вкладывали средства в модернизацию.
Должна быть последовательная программа, рассчитанная на пять лет. И в первые два-три года, может быть, делать более быстрые шаги, а в последующие уже в соответствии с тем, как это принято в Европе.
Чтобы значительно увеличить модернизацию, надо вкладывать в предприятие сотни миллионов долларов. Но рынок на сегодняшний день эти деньги не вернет.
- Стоит ли в таком случае ожидать инвестиционного бума на украинских нефтеперерабатывающих заводах?
- Я пока не вижу для этого предпосылок. Единственный стимул - присутствие на рынке импорта. Но не уверен, что этого достаточно для начала массовой модернизации. Херсонскому, Одесскому и Дрогобычскому предприятиям нужны сотни миллионов долларов, чтобы на равных конкурировать с ЛиНОСом. А чтобы сравняться по качеству продукции с литовскими, белорусскими или румынскими заводами, в модернизацию придется вложить еще больше.
О транзитном потенциале Украины
- Существуют очень противоречивые оценки нефтепровода "Одесса-Броды". А как вы оцениваете его эффективность?
- Действительно, мнения очень противоречивые. Но их должны перебивать существующие конкретные факты. Есть реальная жизнь. На сегодняшний день этот проект стабильно наращивает из месяца в месяц свои объемы. В первый-третий квартал, да и сейчас, в четвертый, наблюдается четкая тенденция увеличения загрузки нефтепровода.
Наш прогноз таков: в этом календарном году объем прокачанной через "Одесса-Броды" нефти должен быть порядка 6 млн тонн. Следует учитывать, в рамках каких тенденций развивается этот проект. В целом транзит нефти по Украине значительно уменьшился. На этом фоне направление Одесса-Броды как раз альтернативно, мы наращиваем объем нефти в трубе.
- Тем не менее объем транзита нефти через Украину уменьшается...
- Украина, как транзитная страна по нефти, должна конкурировать своими услугами за те альтернативные возможности транспортировки, которые есть у производителя. Единственный или ключевой производитель, использующий транзитные возможности Украины по нефти, - Россия. Пока это так, и мы понимаем, что Украине тяжело, это зависимость. Но это факт. В России уменьшились темпы прироста добычи нефти. Раньше они росли на 12-14% в год, сейчас добыча вышла на свое так называемое плато - 2-3% роста.
Одновременно в нынешнем году "Транснефть" имеет свободные мощности порядка 15% для доставки российской нефти на экспорт. То есть, с одной стороны, объемы добычи перестали расти так быстро, а с другой - транспортные возможности России выросли. Раньше она была полностью заперта, ее технические возможности транспортировать нефть на мировой рынок были ограничены. Поэтому Россия максимально загружала украинские нефтепроводы. В 2005 году картинка изменилась, у нее появились новые возможности транспортировки нефти, и через Украину стало меньше идти объема.
Другая тенденция - в России экспортная пошлина на нефть по-прежнему остается очень высокой, а на нефтепродукты - гораздо ниже. Соответственно, российским производителям вместо отправки нефти на экспорт стало выгодно перерабатывать ее на своих заводах и отгружать на экспорт готовые нефтепродукты. Значительная часть объемов нефти с экспортных направлений ушла на внутренние заводы. Все это привело к тому, что транзит через Украину для российских производителей стал менее востребованным. И на этом сложном конъюнктурном рыночном фоне проект "Одесса-Броды" делает 6 миллионов тонн! Считаю, что это огромная победа.
- Но Балтийская трубопроводная система под Приморском в ближайшее время увеличит транзит нефти еще на 4 млн тонн. Значит ли это, что уже в 2006 году "Одесса-Броды" будет не нужен?
- Нет, я думаю, он будет существовать. Когда компании принимают стратегические решения по определению направления продаж нефти, они носят долгосрочный характер. Во время запуска проекта "Одесса-Броды" таких стратегических решений нефтяных компаний, в общем-то, не было. Поэтому нефтепровод задействовали по остаточному признаку. Украина никак не могла определиться, в каком же направлении использовать нефтепровод. И только после того, как нам удалось обосновать долгосрочность проекта, в трубу стабильно пошла нефть.
- Сколько компаний поставляют продукцию в нефтепровод "Одесса-Броды"?
- Несколько десятков. Поэтому этот путь пока является одним из стратегических направлений для нефтяников. К сожалению, худшим из всех возможностей. Сегодня транспортировка до Приморска, до Новороссийска, до Туапсе, до любых других черноморских портов по трубе дешевле, чем по нефтепроводу "Одесса-Броды". Так о чем же можно говорить? Правда, разговоры постоянно продолжаются, обещают то реверс, то аверс. Как же можно привлечь сюда больше покупателей? По-прежнему этот проект больше интересует с политической точки зрения, и никто не смотрит на него экономически.
- Что должна сделать Украина для сохранения своего транзитного потенциала?
- Транзитная политика Украины должна быть гибкой с точки зрения тарифов, она обязана отслеживать тенденции на рынке. Иначе Украина будет терять объемы прокачиваемой по ее территории нефти. Если транзитная или любая другая услуга безальтернативна, она может быть дорогой. Но как только появляется альтернатива, нужно изучить конкурента, его тарифы и в соответствии с этим принимать нужные решения. А искусственно закачать в трубу нефть казахских или любых других производителей не получится, есть экономика.
Я понимаю, можно принять политическое и стратегическое решение и сказать, что мы транзитное государство и не желаем зависеть от одного пользователя наших услуг - от России. Мы хотим дифференцировать политически свои потоки, поэтому давайте привлечем казахов, через другие пути. Но это не экономическое решение. Тогда надо сказать: мы этим компаниям предоставим услуги по более низкой цене, но зато дифференцируем тариф, и у нас не будет политической зависимости. Может быть, такое возможно, но это неэкономическое решение.
- А как вы оцениваете перспективность проекта "Дружба-Адрия", в результате реализации которого после соединения украинского нефтепровода "Дружба" с нефтепроводом "Адрия" на 15 млн тонн вырастут объемы транзита российской нефти через Украину в Европу?
- Он не продвигается. Это крупный инфраструктурный проект, в котором участвуют 5-6 стран. В нем есть экологические проблемы и технологические просчеты. На мой взгляд, изначально неквалифицированно и недостаточно объективно был сделан экономический анализ. И вот теперь еще и не сошлись интересы всех стран-транзитеров. Давайте вспомним, чья нефть туда должна была идти? Российская. У нее есть другое направление, куда идти. Поэтому я считаю, что этот проект не имеет перспективы.
Сейчас активно развивается проект "Бак-Джейхан", это реальная альтернатива для производителей нефти в каспийском бассейне. Европа не является самым приоритетным рынком нефти. Она уже зафиксировала объем потребляемой нефти, мало того, он может даже снизиться. Тенденции свидетельствуют, что на европейском рынке появятся излишки производства бензина. Поэтому идти через нефтепровод "Одесса-Броды" в Европу с каспийским производителем - неинтересно, интересны мировые, развивающиеся рынки: Америка, Китай, Индия. Вот куда владельцы каспийской нефти хотят идти. И "Баку-Джейхан" - естественный и перспективный путь. И естественный конкурент нефтепровода "Одесса-Броды". Надо шире на это смотреть с точки зрения мировой экономики, сравнивая данный нефтепроект с коммерческими проектными тенденциями в мире, а не базироваться на простых политических обсуждениях.
- Уже известно ваше негативное отношение к намерению построить в Бродах новый НПЗ с участием американских компаний...
- Завод в Бродах - полная ересь.
- Вы думаете, он никогда не будет построен?
- Я уверен в этом.
Прогноз на зиму
- Как будет развиваться отечественный рынок нефтепродуктов?
- Я думаю, до конца года рынок будет стабильным. Более-менее стабильно ведет себя мировая цена на нефть, которая колеблется около 60 долларов за баррель. Фьючерсы говорят о том, что эта тенденция сохранится, если не будет каких-то мировых катаклизмов. Внутренний рынок нефтепродуктов насыщен импортом. Он ает значительную роль, но сказать, как будут дальше вести себя импортеры, сложно.
Наталка Прудка
В подготовке интервью принимала участие Оксана Кадочникова
Инф. expert
e-finance.com.ua