Рынок угля сегодня жестко контролируется государством: процедуры определения объемов добычи и оптовых (закупочных) цен являются непрозрачными. Сомнительно, что создание очередного государственного холдинга может реанимировать угольную отрасль. Мотивы в данном случае понятны — стремление контролировать мощные бюджетные потоки, связанные с отраслью....
$13 на тонну угля
Сейчас угледобывающие предприятия объединены в 35 вертикально интегрированных холдинговых компаний (ХК), плюс функционируют 14 независимых шахт, которые не входят в структуру указанных холдингов. 33 из 35 ХК находятся в собственности государства, равно как и 12 из 14 независимых шахт. Приватизированы наиболее интересные объекты в отрасли. Подавляющее большинство шахт в государственной собственности убыточно. В условиях дотаций это даже выгодно. Отметим, что есть и объективные причины высокой себестоимости отечественного угля: значительная глубина залегания; невысокая мощность пластов; сложные геологические условия добычи.
За последние три года объем государственных дотаций отрасли составил около $640 млн. ежегодно. По нашим оценкам, в 2006 году объем дотаций превысит $770 млн., что составит свыше $13 на одну тонну добытого в стране угля.
Таким образом, сокращать государственное финансирование убыточных шахт просто необходимо. На наш взгляд, необходимо провести инвентаризацию имеющихся угледобывающих активов государства, определить объемы полезных ископаемых в районах эксплуатации шахт, определить перечни шахт, подлежащих приватизации, консервированию и закрытию. Это необходимо делать с учетом стратегического видения развития экономики (чего сейчас, к сожалению, нет) — нужно определить объемы потребления угля в будущем. Определенный оптимизм (для отрасли!) внушает ожидаемый рост спроса на энергетический уголь вследствие подорожания природного газа.
Прозрачность привлечет инвестора
Также требуется создать прозрачные условия ы на угольном рынке, чтобы сделать отрасль интересной также и для иностранных инвесторов. Нельзя ограничивать круг потенциальных владельцев шахт только вертикально интегрированными компаниями, металлургическими холдингами или еще по какому-либо критерию. Задача правительства — организовать максимально прозрачный приватизационный конкурс (как это было с «Криворожсталью»). Однако мы согласны с мнением, что возможность привлечь необходимые для реорганизации отрасли ресурсы путем полной или частичной приватизации шахт, которые остались в госсобственности, весьма ограничена. Приватизацию можно провести в отношении шахт, которые имеют близкую к нулевой рентабельность, а это не больше трети от всех действующих шахт.
На данный момент наиболее реальные претенденты на шахты — это отечественные крупные металлургические компании. К слову, у «Метивест» уже имеются угледобывающие активы: «Краснодонуголь», «Павлоградуголь», шахта «Комсомолец Донбасса», а также крупные пакеты (и вероятнее всего, контроль) в ЦОФ «Добропольская» и «Октябрьская». Мы уверены, что их эксплуатация оправдана и эффективна в рамках принятой холдингом бизнес-модели.
e-finance.com.ua