В создании резерва нефтепродуктов залогом успеха будет регламент его использования
Подписание меморандума между правительством и нефтетрейдерами остановило рост цен на бензин и дизельное топливо. В то же время руководители Минтопэнерго решили подойти к решению проблемы с другой стороны — речь вновь зашла о создании резерва нефтепродуктов. Для финансирования проекта планируется даже привлечь средства ЕБРР и Европейского инвестиционного банка в сумме около 370 млн. евро…
Идея не нова — бывший руководитель министерства Иван Плачков осенью минувшего года решил создать 90-дневный резерв нефти и нефтепродуктов в пропорции 60 к 40. Средства предполагалось найти за счет наценки на розничную стоимость нефтепродуктов. Сами запасы должны были принадлежать некоему агентству, основателями которого собирались выступить государство в лице Минтопа и нефтяники (нефтепереработчики, импортеры нефти и нефтепродуктов). При этом прежнее руководство Минтопэнерго всячески выражало радость от найденного решения — дескать, в США и Японии резерв создается за счет бюджета — а они придумали, как этого избежать. Но в силу отсутствия бюджетных средств и некоторой маниловщины планов ничего реализовано не было.
В мировой практике можно выделить три подхода к стратегическому резервированию нефти и (или) нефтепродуктов: непосредственно государством, специально созданными организациями-агентствами и наложением обязательств на нефтяные компании. Разумеется, используются и комбинированные подходы.
В ряде стран резервы являются собственностью государства и полностью им контролируются. Преимущество такого принципа заключается в возможности оперативно реагировать на ситуацию и избегать вмешательства в деятельность частных компаний. Главным недостатком являются большие бюджетные затраты на создание и поддержание резервов, необходимость содержания аппарата специального ведомства. Государственные резервы имеются у США, Японии, Германии, Италии, Ирландии и некоторых других стран. Они составляют 26% всех стратегических нефтяных резервов стран-членов IEA (Международное энергетическое агентство).
Резервы специальных организаций схожи с государственными в том, что они хранятся отдельно от коммерческих запасов, подпадают под те же законодательные процедуры и учет. В принципе, они также находятся под государственным контролем, но ими управляют специальные агентства. Такая форма выгодна обеим сторонам: компании освобождаются от непосредственного исполнения обязательств по резервированию и связанных с этим организационных хлопот, а у государства есть уверенность, что оно имеет достоверные данные о резервах и может ими воспользоваться, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность компаний. Такие резервы есть в Германии, Дании, Франции, Нидерландах, некоторых других странах.
Государство может также обязать компании нефтяного и нефтеперерабатывающего сектора содержать запасы в соответствии со специальным законодательством об обязательном резервировании. Недостатки системы очевидны: ограниченная возможность контролировать выполнение требований, риск недостоверности информации о запасах, вмешательство в хозяйственную деятельность компаний. Но из стран с наиболее развитой экономикой только страны — экспортеры нефти (Канада и Норвегия), а также США, Австралия и Новая Зеландия не имеют законодательства об обязательном резервировании компаниями.
Принципиальным вопросом при создании резервов является также, что именно резервировать — нефть или нефтепродукты. Выбор здесь зависит от многих экономических и геополитических факторов. Обобщенно можно сказать, что преимущества сырой нефти как стратегического резерва заключаются в меньших расходах на хранение и большей гибкости в управлении ситуацией — с точки зрения возможности переработки в нужный продукт. Хранение исключительно или в основном сырой нефти целесообразно, например, в США, где хорошо развита транспортная система, имеются в большом количестве НПЗ и природно-технологические возможности для сохранения нефти без потери ее качества. Для другой страны предпочтительной может оказаться система распределенных по всей территории складов готовых нефтепродуктов, которые могут быть немедленно доставлены потребителю. Например, Франция и Германия начали создавать резервы нефтепродуктов еще в начале прошлого века. Но хранилища для нефтепродуктов более дорогостоящи и в строительстве, и в содержании. Кроме того, требуется постоянная ротация самих запасов. Поэтому в последнее время имеет место тенденция к увеличению доли сырой нефти в стратегических резервах стран.
В разрезе конкретных стран проблема нефтяного резерва решается следующим образом. США обладают существенными собственными запасами нефти, но являются нетто-импортером в силу огромного объема собственного потребления. По всей видимости, этим продиктовано и то, что резервы США имеют самую сложную комбинированную структуру. В Японии сочетаются государственные и частные чрезвычайные резервы нефти. Резервы, которые находятся в ведении государственной Японской национальной нефтяной корпорации, содержат только сырую нефть. Государственный стратегический резерв финансируется за счет ряда специальных энергетических налогов. Именно из-за этих налогов цены на энергоносители в Японии — одни из самых высоких в мире. Таким образом, содержание госрезерва перекладывается на плечи потребителей. Общим требованием ЕС является наличие в стране — е Союза резервов нефти и нефтепродуктов, которые в состоянии обеспечить внутреннее потребление в течение 90 дней. Франция ввела обязательное резервирование нефти компаниями-импортерами еще в 1928 году. В настоящее время Франция имеет примерно 125 млн. баррелей стратегического резерва, из них около 100 млн. — обязательные резервы сырой нефти и нефтепродуктов у предприятий. Германия сочетает все три возможные формы резервирования: государственные, агентские и обязательные резервы предприятий. Правительство управляет Федеральным резервом сырой нефти (55 млн. баррелей), а также значительными резервами нефтепродуктов. За несколько лет доля сырой нефти постепенно выросла с 40 до 60%. Задачей специального Агентства по управлению резервами является равномерное распределение бремени резервирования между НПЗ и импортерами нефтепродуктов и обеспечение доступа к резервам во время кризиса. Все нефтеперерабатывающие предприятия и нефтетрейдеры обязаны быть ами агентства и платить взносы. В Италии стратегическим резервом нефти и нефтепродуктов управляет государственная компания Eni (порядка 7—8 млн. баррелей). Частные компании обязаны поддерживать собственные резервы из расчета не менее чем на 90 дней потребления. Все резервы распределены между госрезервом, операторами рынка, поставлявшими нефть и продукты для внутреннего потребления в предыдущем году, запасами электростанций и коммерческими хранилищами в объеме 10% от их емкости.
В Украине принято решение формировать резерв в виде нефтепродуктов. Пожалуй, это практично. Заодно можно будет загрузить работой простаивающие НПЗ. Вроде бы решен и важный вопрос — о месте хранения будущего резерва. Для этого будут задействованы простаивающие мощности "Укртранснефти". Если же говорить об объеме нефти, которую предстоит закупить — речь идет о приобретении 300—400 тыс. тонн. Переработав ее, можно будет получить 90—110 тыс. тонн бензина и 110—130 тыс. тонн дизтоплива. Данный объем является достаточным для того, чтобы удерживать цены на бензин и дизтопливо в течение месяца.
Рост цен на топливо, как правило, длится всего два-три месяца в году. С другой стороны — надо быть реалистами. Ведь для приобретения этого не самого большого количества сырья необходимо около $160 млн. В бюджете на 2006 год данная сумма не запланирована. В госбюджете на следующий год — также. Главный вопрос, к сожалению, не оригинален — где найти деньги? Полагаю, что именно от его решения и будет зависеть наличие или отсутствие бензиновых кризисов в ближайшем будущем. Идея создавать нефтяной резерв за счет кредитных средств при нынешнем финансовом состоянии "Нефтегаза", доставшемся в "наследство" от предыдущих руководителей, малореальна: возможность погашать займы невелика, да и не так уж легко будет найти желающих выдать кредит. Это же только Алексей Ивченко мог брать миллиардные кредиты под свое честное слово. Только закончилось все это как-то не очень хорошо — как для самого Ивченко, так и для НАК.
С другой стороны, подкупает тот факт, что инициаторы создания резерва нефтепродуктов не считают возможным переложить финансовое бремя на плечи потребителей и задумываются над источниками обеспечения его формирования. Кстати, очень важным будет регламент использования резерва. От его содержания будет зависеть собственно ценовая стабильность рынка нефтепродуктов и отсутствие ставшего уже привычным дефицита.
Инф. versii
e-finance.com.ua